Наиболее часто под коммуникабельностью подразумевают умение общаться, сюда относится умение устанавливать и поддерживать контакты. Эффективный коммуникатор – это специалист по общению. Но давайте посмотрим на эффективность коммуникаций с другой стороны. Эффективно – значить быстро. Эффективный контакт должен занимать минимальное время. Для этого нужно не только быстро установить контакт, но и четко поставить вопрос, внятно его задать и внимательно выслушать ответ. В связи с этим процесс эффективной коммуникации должен состоять из следующих этапов.
Во-первых, найти партнера или собеседника, который максимально подходит для решения конкретной проблемы, для этого нужно сообразить, кто лучше всех знает проблему и при этом является доступным, в некоторых случаях проще побеседовать с несколькими доступными собеседниками, чем пытаться встретиться с одним менее доступным. Кроме того, нужно уважать время своего собеседника. Простые вопросы задавать менее компетентным товарищам или собрать информацию другими способами.
Во-вторых, нужно формулировать вопрос. Вопрос должен быть кратким, поэтому продуманным, и понятным для собеседника. Часто, вместо того, чтобы продумать вопрос, вначале описывают ситуацию, потом задают многословный вопрос. Чтобы дать ответ, собеседнику нужно додумать - обобщить высказывание, выделить главную мысль. Например, в новостях говорят, что Путин четыре с половиной часа отвечал на вопросы, на самом деле он только часа полтора отвечал на вопросы, остальное время слушал плохо сформулированные вопросы.
В-третьих, вопрос нужно озвучить – произнесли его членораздельно, достаточно громко, чтобы быть услышанным собеседником, и достаточно тихим, чтобы не отвлекать внимание присутствующих.
В-четвертых, ответ необходимо внимательно выслушать (всеми фибрами души), не нужно во время слушания формулировать ответ, можно что-то пропустить мимо ушей. Обычно собеседники не слушают друг друга, каждый пытается сказать что-то свое. После разговора, нужно эмоционально остыть и только потом подумать над сказанным.
Эффективность общения можно наглядно посмотреть в торговых точках, некоторые покупатели задают продавцам большое количество многословных вопросов, продавцы часто не понимают, что хотят узнать. При этом такие покупатели даже не подозревают, что есть вопросы, на которые продавец никогда не даст честный ответ, а есть вопросы, на которые продавец не знает ответов. Лучше всего задать два – три вопроса при первом посещении, подумать, заглянуть в интернет, подумать, спросить другого, подумать. При решении малознакомых проблем не нужно спешить, нужно дать проблеме отложиться в голове, собирая информацию из нескольких источников и постоянно размышляя.
Захаров В. В.