Когда первое полугодие 2012 года для украинского бизнеса заканчивалось с показателем снижения доходности на несколько процентов, власти страны уверенно утверждали: в следующем году рост перекроет текущие сокращения. Однако все вышло совсем не так: прибыль сократилась практически в четыре раза. Из общего тренда выпали только госпредприятия и малый бизнес, вот только доля и тех, и других стремительно сокращается.
Если со строительным сегментом проблемы были для аналитиков ожидаемыми, то транспорт и курьерская деятельность удивили неприятно. От почты проблем ждали в прошлом году, но в минусы этот вид деятельности основательно залез только сейчас. Если второе полугодие не станет зеркальным отражением первого, то украинский бюджет в 2013 году обрушится в доходной части и испытает трудности в части расходной.
Оспаривать необходимость секвестра в 2013 году правительство Украины уже не решается. Проблема кроется глубже: нет средств выполнить даже защищенные статьи расходов, что уже само по себе означает неизбежный технический дефолт. Как минимум технический.
Внутренние займы в стране бесперспективны: государству не удается реализовать даже на 10% плана по продаже своих облигаций. Внешние каналы безнадежно неприступны: МВФ и без того требует возврата по старым заимствованиям, отношения с Россией о кредите не позволяют даже упоминать. Ставка на казначейские векселя пока тоже не может считаться серьезным инструментом: если столь массово и сразу перейти на расчет векселями с предприятиями, то доверие к этим ценным бумагам достигнет нулевого уровня и спровоцирует масштабный кризис.
Сокращение в 4 раза доходности бизнеса для бюджета означает еще и то, что бюджетная сфера на последний квартал 2013 года не имеет базы финансирования. А ведь когда бюджет принимался, именно на этот квартал зарплаты бюджетников не забивались вовсе: депутаты настаивали, что финансовые показатели будут выше предполагаемых и возникший профицит позволит обеспечить затраты данной графы.
Пик кризиса характеризовался сокращением объемов строительства в Украине на 10-15%. Первое полугодие нынешнего года – это уже 19% сокращения. А ведь строительная отрасль обеспечивала 2% украинского ВВП.
У транспортников тоже хватало своих проблем, однако без заказов строителей здесь уходят в штопор: уже сейчас основные игроки пытаются просто выстоять, надеясь, что улучшения все же придут.
На 133,4% возросли убытки в сферах финансов и страхования. И это – за 6 месяцев. Отчасти статистика здесь скоро улучшится: главные неудачники своих направлений покинут рынок, что уменьшит конкуренцию и даст возможность сократить убытки. Но для экономики в целом такое переформатирование позитива не добавляет.
2013 год по итогу может стать годом рекордного кризиса в украинской экономике.
Андрей Сливка