Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Электронная торговля и онлайн-продажи как одно из самых перспективных и универсальных направлений бизнеса сегодня



Прежде, чем вкладывать деньги в какие-то направления, идеально будет для начала просто разобраться с вопросом: а какие направления сейчас развиваются активнее всего? Не станем рассматривать какие-то региональные виды деятельности, не будем циклиться на отдельных креативных решениях, которые базируются на сложности их повторения и т.п., а возьмем нечто общее, доступное и при этом в достаточной мере понятное. И сфера эта – онлайн-торговля.

Международная консалтинговая компания A.T.Kearney данный сегмент мониторит давно, делая при этом срезы по разным странам мира. Анализ затрагивает 186 стран, на основе чего уже второй год подряд составляется рейтинг «Global Retail E-Commerce Index», в котором отражены позиции государств по скорости роста сегмента E-коммерции в них.

Начнем с цифр

17% - именно такой ежегодный прирост имеет мировая индустрия онлайн-продаж. Кризис лишь усилил в свое время такую тенденцию, да и эпоха информационных технологий свое дело делает. Как долго будет этот рост продолжаться и каков здесь итоговый потенциал – вопросы, на которые никто ответить сегодня еще не готов. Но ясно одно: надежность сегмента с точки зрения развития потрясающая.

Лидируют по уровню развития здесь Латинская Америка, где последние два года E-коммерция увеличивается в объемах на 27% (и это – только за год!) и Юго-Восточная Азия, где ежегодно сделок совершают по суммам на четверть больше. Китай, Япония и США привычно составляют тройку самых перспективных стран, где объемы продаж остаются наиболее высокими. В ближайшие несколько лет вряд ли изменится эта тройка лидеров, если только Индия или Россия не сумеют навязать конкуренцию Японии. Но возможно такое лет через пять, не раньше.

Китай

На 570 миллионов пользователей сети интернет-покупателей здесь 220 миллионов. Сама цифра наглядно показывает: в Поднебесной количество клиентов онлайн-магазинов значительно выше, чем все население (включая младенцев) не только отдельных европейский стран, но и России. Да что там: в Китае пользователей больше, чем все население ЕС вместе взятое (немногим свыше 500 миллионов человек).

Сейчас на онлайн-покупки китайские пользователи тратят 64 миллиардов долларов в год, но через 5 лет эта сумма, по мнению аналитиков A.T.Kearney, вырастет до 271 миллиарда долларов. Способствовать этому будет прежде всего растущий уровень жизни в стране и тенденции к освоению западной бизнес-культуры.

Китай – отдельная «кибер-империя», которую даже сложно сравнивать с другими странами. И войти на данный онлайн-рынок «чужакам» все еще весьма сложно.

Онлайн-торговля: национальный колорит

Мы плавно подошли к одному очень важному моменту, который так легко пропустить без детального анализа: хотя интернет – это место без привычных нам границ, но менталитет сильно накладывается на специфику ведения торговли пользователями. От страны к стране здесь все может меняться так сильно, что впору заявить: «Нет, границы существуют даже в интернете!»

В компании A.T.Kearney решили разделить первые 30 стран с наиболее активной электронной коммерцией на 3 группы.

  1. Новое поколение, участники которой обладают серьезным (и даже внушительным потенциалом), но при этом нерешенными остаются от одной до трех проблем из такого списка: доступ населения к интернету, налаженная транспортно-логистическая система и финансовые возможности (технического плана) для самой торговли;
  2. Сформированные рынки с продолжающимся ростом, которые характеризуются тем, что три упомянутые выше проблемы уже решены и результат могут обеспечить качественные маркетинговые решения;
  3. Рынки высоко развитой электронной инфраструктуры, где потенциал для роста почти исчерпан, зато весьма высоки объемы продаж, а потребитель характеризуется прекрасным пониманием самого рынка и ориентацией в выборе предложений.

Распределение стран по данным группам можно увидеть в приведенной ниже таблице:

Новое поколение Сформированные рынки с продолжающимся ростом Рынки высоко развитой электронной инфраструктуры
Китай США Япония
Россия Германия Южная Корея
ОАЭ Страны Западной Европы Сингапур
Бразилия Страны Скандинавии Гонконг
Италия Новая Зеландия
Турция
Аргентина
Малайзия
Венесуэла
Чили
Словакия
Ирландия

Немного фактов на закуску

В России ежегодные темпы роста электронной коммерции на 1% выше, чем в среднем на планете – 18%.

Рынок Германии наполовину контролируется всего двумя онлайн-гигантами: это американская компания Amazon и «родная» для немцев компания Otto.

В России покупки в сети совершают 33 миллиона человек, что обеспечивает 13-ое место в мировом рейтинге «Global Retail E-Commerce Index».

Компания Otto в сферу онлайн-торговли пришла из привычной исторически для себя сферы продаж через посылторг и каталоги.

Компания Zalando появилась в 2009 году и отметилась тем, что до сих пор умудряется удваивать свою выручку каждый год. В России компания представлена порталом Lamoda.ru.

Первая продажа онлайн произошла в 1995 году. Это была книга, проданная на Amazon.

Андрей Сливка