Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Фред ДеЛюка: почему мы так мало знаем об основателе сверхуспешной франчайзинговой сети фаст-фудов в мире?



Ешьте свежее!
Слоган Subway

40 402 ресторана, работающие в 103 странах планеты – именно столько на октябрь 2013 года насчитывала сеть быстрого здорового питания Subway. С 1865 года франшизой данного бренда торгует компания Doctor’s Associates, Inc., основанная Фредом ДеЛюка. И вот об этом человеке – отдельное слово.

Говорят, что Фред ДеЛюка никогда не покупает новых авто, потому что на вторичном рынке автомобили всегда дешевле. А еще говорят, что этот миллиардер покупает в самолет исключительно билет эконом-класса, дабы как можно больше сэкономить. Говорят даже о том, что кроме ресторанной сети Subway данный человек в бизнесе отродясь ничем не занимался. Так вот – это лишь малая часть реальной правды о Фреде ДеЛюка.

Начнем с истоков

Историю пишут победители. Это же можно сказать и про тех, кто является сегодня героем бизнеса, а об их первых сделанных шагах на поле войны за успех и деньги приходится судить со слов самих «авторов успеха». Конечно, это не повод огульно обвинять всех и вся в фальсификациях фактов, но ту версию начала деятельности Фреда ДеЛюка, которую знает мир, первыми поведали PR-менеджеры миллиардера со страниц корпоративного сайта Subway.

Родившись в 1948 году в Нью-Йорке, уже в 17 лет предприимчивый и деятельный Фред поведал давнему другу его семьи – доктору Питеру Баку – о планах сделать нечто революционное в сфере фаст-фуда. Понять паренька было можно: тем летом, работая на складе, он уже осознал: заработать подобным трудом даже на продолжение обучения в колледже у него не выйдет. О чем думал доктора Бак, нам остается лишь предполагать, но 1000 долларов стартового капитала новоиспеченный партнер выделить согласился.

И вот – тут же открывается первый киоск, носивший громкое название «Супер Субмарины Пита» из-за того, что продаваемые здесь сэндвичи действительно по форме напоминали подводные лодки. Но вскоре название пришлось менять: посетители думали, что купить в данном киоске можно пиццу, так что заведение стало называться «Сабвей Сэндивичи и Салаты». Кстати, от темы субмарин никто не уходил: «Сабвей» являлось сокращением от «Submarine Sandwich».

Развитие

Минуя стороной громкие, но короткие взлеты и болезненные падения, Subway методично шагал к своему успеху. Фред ДеЛюка постоянно проводил время в разработках организационных моделей, занимался совершенствованием своего бизнеса, и вот к 1974 году появляются 32 ресторана данного бренда. ДеЛюка принимает решение (по крайней мере, нет нигде официальной информации о совместном принятии решения с сооснователем в лице доктора Бака) начать продавать франшизы и зарабатывать на франчайзинге.

И лавина успеха уже не могла остановиться: в 1987 году происходит торжественное открытие 1000-ного ресторана, а к начала 90ых ежегодно открывается по 1000 новых заведений, издание Entrepreneur Magazine 14 раз отдает почетную премию «Лучшая система франчайзинга планеты» именно владельцам Subway, издание «Форбс» оценивает состояние самого ДеЛюка в 1,5 миллиарда долларов.

Четкая организация процессов, упор на «здоровую альтернативу стандартным фаст-фудам», креативность… Мне кажется, или мы что-то упустили из виду?

То, что не увидели другие

Для провальных решений есть бесконечное множество вариантов, которые можно сформулировать в общем виде простой фразой: «Ну, как-то так...» Однако для успешных, а тем более суперуспешных решений подобной трактовки происходящего будет мало.

Давайте теперь оторвемся от шаблонного цитирования информации и попытаемся проанализировать те факты, которые нам известны.

1. Доктор Питер Бак. Конечно, о нем все забывают, сводя его фигуру чуть ли не к скромной роли давателя стартовых 1000 долларов. Но посмотрим, в чем же главная «фишка» фаст-фудов Subway? «Ешьтее свежее!» - уже сам слоган говорит все сам за себя. Здоровое питание – вот на что была сделана ставка. И неужели фигура доктора вырисовалась здесь случайно?

А вы помните название первого киоска? Напомним еще раз – «Супер Субмарины Пита». Такое ощущение, что это был бизнес именно самого доктора. Жаль, но мы не знаем, чем он занимался… К тому же образ субмарины вряд ли всплывает случайно: еще свежи воспоминания о Второй мировой, идет война во Вьетнаме, военные, а тем более моряки (а даже во Вьетнаме действовали МОРСКИЕ пехотинцы) – в большом почете. И это не все: в 1966 году появляется эпохальная песня не менее эпохальной группы «Биттлз» - Yellow Submarine, что переводится как «Желтая субмарина». Тренды здорового питания, субмарины и т.п. – отчасти это вяжется с фигурой доктора, но чем же именно занимался наш герой?

И еще нюанс: мы же вам сказали, как называется компания, продающая франшизы ресторанной сети ДеЛюка? Правильно - Doctor’s Associates Inc. Слово «доктор» в названии подсказывает, что главенствующая роль была у… Дальше – сами догадайтесь.

2. Дизайнерское образование. А ведь Фред ДеЛюка по образованию – бакалавр в области науки и искусства. Это должно натолкнуть нас на мысль, что удачные решения с сэндвичем в форме подводной лодки (здесь важен образ, которым относительно стандартную форму наделили), оформлением ресторанов в стиле метро Нью-Йорка и т.п. – главная (ни в коем случае не будем говорить, что единственная) заслуга непосредственно ДеЛюка. С этого момента многое начинает проясняться, разве не так?

3. Миф о совершенстве технологии и безупречности франчайзинга. Собственно, изначально подобное утверждать пытались вывести в ранг «истины, которой верят» представители самой сети Subway, что более чем естественно. Однако потом ленивые журналисты, тиражируя шаблонную информацию от статьи к статье, слепили простую и кажущуюся логичной картинку: Фред ДеЛюка все время корпел над совершенствованием стандартов, сделал их идеальными и потому франшиза разлеталась, словно горячие пирожки. Но правда в том, что изначально дело ДеЛюка и Бака удачно встраивалось в разные одновременные тенденции: дизайн, здоровье, креатив и т.п. А далее уже популярность сама рождает популярность – это правило успешной франшизы.

Детально многоу описано в книге «Fast Food Nation» Эрика Шлоссера: этот автор рассказывает о многочисленных судебных тяжбах, в которые был втянут бренд Subway в начале 90ых. Причина – чрезмерно агрессивная экспансия, когда двум соседним и конкурирующим друг с другом фаст-фудам могли продать франшизы, не заботясь о дальнейшем благополучии стравленных конкурентов. А жесткого контроля качества с едиными стандартами особо-то и не было вовсе: где-то может оказаться совсем не такое мясо, где-то внешний вид сэндвича блеснет оригинальностью… Зато такие «гуляющие стандарты» частично спасли сеть от скандала, когда Мэтт Корби из Австралии сделал в 2012 году перед фотокамерой весьма простую вещь: взял знаменитый 12-дюймовый сэндвич, положил на линейку – и сделал фото. В итоге 12-дюймовый сэндвич оказался 11-дюймовым...

Почти постскриптум

Кажется, наше стройное повествование внесло немало неясностей и оставило много не возникавших ранее вопросов? Но это уже – не к нам, а к самому Фреду ДеЛюка. Сейчас сделано все возможное, чтобы «сокращенная версия» нетривиального успеха оставила пробелы вместо крайне интересных и важных фактов. Так что давайте просто укажем еще необычные факты, связанные с сетью Subway:

  • популярный сэндвич БМТ (BMT) является аббревиатурой от Biggest Meatiest Tastiest, что дословно переводится как «больше, мяснее, вкуснее»;
  • один из ресторанов расположен прямо в здании Пентагона. Именно этот фаст-фуд вошел в Топ-10 (8-ое место) рейтинга от Discovery Travel & Living Channel «Лучшие рестораны быстрого питания в мире»;
  • самый лучший ресторан года в сети определяется по количеству проданных сэндвичей;
  • питерский ресторан стал лучшим в мире среди десятков тысяч других Subway в 2010 году именно таким способом;
  • бренд Subway – самый малоузнаваемый россиянами из всех представленных в стране мегабрендов для массового потребителя: аналитики КОМКОН (RTGI-Россия) подсчитали, что узнаваемость бренда – 1%, что критически мало (но это не мешает детищу Фреда ДеЛюка и Питера Бака стремительно развивать франчайзинг в России).

Андрей Сливка