Требовать от персонала героических усилий и готовности чуть ли не к самопожертвованию во имя работы – это модный тренд отечественного менеджмента. При этом далеко не все управленцы знают, что «геройствовать» сотрудникам компаний приходится в силу некомпетентности их руководства. Исключения – только в случае форс-мажоров (регулярные форс-мажоры тоже характеризуют руководство далеко не с лучшей стороны).
Начнем с главного: любое предприятие, а уж тем более, если в его штабе больше десятка сотрудников, должно опираться на слаженную системную работу, где будут:
И это – лишь краткий список, хотя и его достаточно, чтобы уже в более жесткой манере задать вопрос: где здесь может найтись место подвигу?
Место такому подвигу придется искать, когда дикая текучка персонала оставляет задачи без исполнителей, когда ошибки в планировании и ставка на «авось» вынуждают работать в стиле студента за ночь до сдачи курсовой, когда «черт знает что» является лучшей характеристикой всего происходящего. Вот тогда – да, Родина ищет героев, готовых жертвовать собой ради исправления просчетов руководства.
Давайте вспомним весьма уместный анекдот: поймал простой русский Ваня золотую рыбку, которая, по классике жанра, предложила в обмен на свою жизнь исполнение одного желания (не всегда ведь по три выпадает). Ваня заявил, что хочет стать героем России.
- Закрой глаза! - говорит рыбка. – Откроешь через минуту.
Открывает Ванька глаза – а он на войне, в руках – 2 гранаты и впереди – 5 вражеских танков.
В этом анекдоте слишком много правды, пусть и сказана она эзоповым языком. Героями становятся за то, что сделали, а не за то, что выжили. И «героев офисного труда» это тоже касается. «Умирать» на работе если кто-то и должен, то только владельцы и совладельцы, да и то исключительно в тех случаях, когда надо решить непредвиденную ситуацию или «так надо» по другим важным причинам.
На войне – аналогично. Если командование все предусмотрело, то солдаты обеспечены всем необходимым и могут воевать. А если «забыли» дать нужное количество снаряжения, не обеспечили провизией, бросили голой грудью на танки по ошибке – вот тогда самое время геройствовать, при чем – не по своей воле.
И тут же – для заметки руководителю. Сотрудники, которые готовы геройствовать, на самом деле не так редко находятся. Причины такого их желания следует понимать, дабы избежать проблем. А вот список таких причин.
Итак, если вы – руководитель и один из ваших подчиненных демонстрирует поведение аля «герой бизнеса», то пришло время во многом разобраться и сделать важные выводы.
Любовь управленцев к трудоголизму персонала в нашей стране во многом обусловлена тем, что за переработку доплачивать как-то не принято. Премия за результаты еще возможна, а вот за процесс – едва ли. По закону, конечно, положено, но корпоративная культура пока совсем не та.
А вот в ряде западных и даже азиатских стран в конце рабочего дня сотрудников гонят домой взашей: корпорации не горят желанием получать потом претензии на оплату сверхурочных по увеличенному тарифу. Что же касается теории менеджмента, то в ней тоже есть ответ по данной ситуации: специалист, который работает сверх графика, попросту не способен организовать свое рабочее время.,/p>
Тему трудоголиков закроем высказыванием Тома Хопкинса: те, кто лучше работают, отдыхают тоже больше и лучше. Так что трудоголизм – совсем не показатель успешности. Результат хорош в срок, а ложка дорога к обеду.
Тогда, спрашивается, как обстоят дела с теми бизнесменами, которые на собственном трудолюбии создали свой бизнес? Во-первых, они не просто гнались за выработкой, а шли к результату. Т.е. одно дело – 20 часов в сутки проводить на собственной работе с зарплатой 8-часового рабочего дня, а другое дело – отработать на две ставки. Во-вторых, разница есть и в том, расходуются ли усилия на создание своего бизнеса, своей бизнес-системы, либо же человек просто решил поиграть в «безотказного раба». Успешные последним особо не страдали.
И теперь – к героям. Герой должен жертвовать чем-то ценным, а в идеале – собой (в том или ином виде). И – добровольно. Рабы трудились без продыху, но они не были героями по указанным выше причинам. И не становились «успешными бизнесменами».
Героизм вообще плохо ассоциируется с бизнесом, если уж совсем на чистоту. Бизнесу нужны решения, идеи, результаты, деньги – и все это ради достойного вознаграждения по факту. А герои должны действовать бескорыстно и самозабвенно.
Для хорошего менеджера главным будет именно результат: процесс должен лишь подстроиться под него. Любые сверхусилия должны встречаться вопросами: «Какая цель?», «Какая причина?», «Каковы цена и результат?» Бизнес – это игра, а менеджмент – искусство, где играть в «крутого босса» является ошибкой. Персонал совсем не должен «умирать» на работе: он должен свою работу делать по понятной отлаженной схеме. Только и всего.
В конце концов, надорваться проще, чем поднять штангу, а успешно работающую в спокойном режиме компанию с финансовым «выхлопом» создать куда сложнее, чем суетливую команду с беготней и без результата.
Андрей Сливка