В России ведение дел крупных корпораций с государственным капиталом часто имеет свои особенности. Примером может послужить Игорь Сечин: занимая пост президента ОАО «НК «Роснефть», он не входил в число ее акционеров и получил должность без доли в уставном фонде. Подобная практика для менеджмента типичной не является (в современной теории управления это вообще считается ситуацией неприемлемой). Возможно, именно поэтому Сечин в эти дни обзавелся 794,9 тыс. акций «Роснефти», что составило почти 186 млн. рублей по номиналу (у «нефтяной царицы» Росси ценные бумаги сегодня котируются на отметке в 234,39 рубля). В долевом отношении это составляет 0,0075% от активов «Роснефти». Цифры показывают, что Сечин не прибегал к прямой покупке: компания почти наверняка выдала ему данный пакет в качестве текущих бонусов.
Судя по тому, что вместе с Сечиным купили акции (или увеличили свою долю) еще 6 членов правления, говорить следует о согласовании реальных действий управленцев компании с корпоративной культурой: в «Роснефти» неоднократно указывали на традицию в среде высшего руководства переводить полученные бонусы в ценные бумаги. Впрочем, такая традиция для мировой практики может считаться единственным допустимым вариантом.
ОАО «НК «Роснефть» пока не выбивается из собственных планов. Компания является вертикально ориентированной и остается крупнейшей в России по добыче нефти. Основной пакет акций «Роснефти» находится в государственной собственности.
Андрей Сливка