Российский автопром – это очень больная тема для всех участников: и власти, и автопроизводители, и покупатели имеют поводы как для недовольства, так и для переживаний.
Когда 14 января 2014 года возглавляющий Объединение автопроизводителей России (ОАР) Сергей Когогин, также являющий гендиректором ОАО «КамАЗ», встречался с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, все ждали развития событий по двум вариантам: либо стороны деликатно уйдут от острых тем как минимум в публичной плоскости, либо же будут обозначены все реальные будущие перспективы. Дмитрий Медведев излучал оптимизм, в котором можно прочитать больше, чем если бы все проговаривалось словами...
«Вопреки апокалиптическим сценариям российский автопром преодолел кризис и сейчас уверенно становится на ноги», - именно так сказал российский премьер. Сказал раньше, чем Когогин получил возможность озвучить существующие проблемы и перевести разговор в русло «нам потребуется дальнейшее финансирование». После сказанной оптимистичной фразы торг стал неуместен, и вряд ли стоит предполагать, что все произошло «совсем случайно».
В автопром страны были влиты потрясающие суммы. С чисто финансовой точки зрения Россия имеет автомобильную отрасль, в которую вложены суммы не меньшие, а то и куда большие, чем в ряд всемирно известных автомобильных брендов. Закредитованность российских производителей и объем спускаемых сюда дотационных средств пока мало отображаются на реальных итогах – и это признают все эксперты.
И все же старт оптимизма в разговоре задал именно Когогин, который начал со сравнений достижений советского автопрома и российского: если первый ежегодно мог похвастать производством на уровне 1,6 миллиона машин, то последний за 2013 год дошел до отметки в 2,5 миллиона штук. Отмечено было и то, что всего несколько лет назад доля импортных легковых авто превышала в России 50% от продаваемых, а сегодня «железных коней» отечественной сборки предпочитают 70% покупателей.
Заход в Россию ключевых автобрендов Когогин также представил в положительном свете: в итоге именно на автомобильное производство припадает 20% направляемых в страну инвестиций и треть от всех рабочих мест.
И вот в этот момент был самый интригующий переход: глава ОАР мягко подчеркнул, что все достижения оказались возможны за счет помощи государства, особенно – за счет льготного автокредитования и серьезного госзаказа. В связи с этим Сергей Когогин предложил программу льготного кредитования сохранить в ее прежнем виде.
Просьба была читаемой: накануне, как сообщает Газета.Ru, за день до этой встречи вице-премьер Аркадий Дворкович озвучил позицию, согласно которой программа льготного автокредитования продлена может быть, но только в случае плохих итогов продажи автомобилей после первого квартала. Т.е. по умолчанию уже первый квартал должен стать началом отказа от таких привилегий тем, кто желает приобретать автомобили отечественной сборки.
И вот на момент этой просьбы Медведев и сказал уже процитированную нами выше фразу, которая стала жирной точкой и на дискуссии, и на дальнейших обсуждениях в стиле «вы нам дайте». А премьер тем временем еще и прошелся по теме сокращения продаж автомобилей в Европе на фоне экономических проблем, в то время как в России таких проблем явно не наблюдалось. По итогу получилась «дискуссия без дискуссии», когда обе стороны более чем в достаточной мере обозначили свои позиции. Ну а в самом конце Дмитрий Анатольевич еще и перестраховался от негативных последствий любого принятого решения, одновременно оставив пространство для переговоров: министр промышленности России Денис Мантуров и уже упомянутый вице-премьер Аркадий Дворкович получили распоряжение подготовить отдельный доклад на тот случай, если программа по льготным автокредитам стране все же потребуется.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов прокомментировал изданию Газета.Ru возможные итоги состоявшейся встречи. В первую очередь эксперт отметил то, что делать выводы по первому кварталу года объективно нельзя, ведь январь-февраль всегда были месяцами относительно слабых продаж. Также аналитик заметил, что льготные кредиты хороши в те времена, когда наблюдается спад и рецессия, ведь подобное стимулирование работает только на стабилизацию рынка. Если же падения нет, - а сейчас его действительно нет, - то ждать положительного эффекта уже особо не приходится.
Важно и то, что российская сфера автокредитования весьма и весьма дорога: государство просто не потянет льготы в том объеме, чтобы они действительно удешевили кредит. К примеру, при компенсации из бюджета 5,5% по кредиту все равно сохраняются еще 9%. А ведь такие льготы на отечественный автопром в первую очередь интересны тем, кто нацелен на бюджетный сегмент. И вместо «дешевого» кредита получается не «очень дорогой», а «достаточно дорогой», что на ситуацию влияет относительно слабо.
Гадать же о действиях правительства эксперт не стал: Дмитрий Медведев на встрече сделал все, чтобы возможными могли казаться любые варианты «по ситуации». Во многом поведение с автопром будет зависеть и от того, как сложится общая макроэкономическая ситуация в стране. Если стагфляция станет масштабным явлением для экономики страны 2014 (а то и многих последующих) года, то властям будет явно не до игры в льготное кредитование автомобилей.
Андрей Сливка