Андрей Даниленко, занимающий пост председателя правления Национального союза производителей молока России (Союзмолоко), рассказал журналистам Газеты.Ru о неизбежном подорожании в стране до конца года молокопродуктов минимум на 15%. Одновременно без помощи государства Даниленко прогнозирует и дальнейший рост ценовых показателей.
Необходимость взвинчивать стоимость продукции для молочников возникла после того, как изначально подорожала кормовая база (это было связано с засухой прошлого года). Сырое молоко всего за год стало обходиться производителям на 30% дороже по закупке – его цена составляет сейчас 20 рублей за литр. 10-15% роста цены ожидается максимум через месяц-полтора.
Ведущий специалист Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыболова дополнила картину проблем этого рынка: производство сырого молока в России за год упало на 4%, отсюда – снижение поставок переработчикам сырья на 1 миллион тонн. При неизменном спросе (с тенденцией к повышению) это вынуждает компании все чаще закупать более дорогой импортный порошок, цена которого совсем не означает переход на лучшее качество.
Ухудшило ситуацию для российских молочников то, что в аккурат перед внутренними проблемами страна была вынуждена снижать импортные пошлины для молочной продукции для соответствия требованиям ВТО. Как итог – именно этот продуктовый сегмент подвергся наибольшей импортной интервенции после вступления в данную организацию.
Отдельно российские производители упоминают белорусскую продукцию, которую весьма любят покупатели внутри России, но не любят конкуренты и Роспотребнадзор. По словам президента ОАО «Русское молоко» Василия Бойко-Великого, белорусские коровы вместе взятые не способны дать тот объем молока, который завозится ежегодно из соседа по Таможенному союзу. Правда, уточнений в цифрах дано не было, к тому же Бойко-Великий не пояснил, как именно, по его мнению, белорусские коллеги-молочники нагоняют существующий объем импорта.
Аргумент президента ОАО «Русское молоко» о неизменном превосходстве молочных продуктов местного производства над импортными аналогами из-за более свежего состояния первых тоже особо убедительно не выглядит. Во-первых, произвести и доставить товар – одно дело, но другая история начинается, когда товар хранится на складах, лежит на витринах и т.п. Ту же белорусскую молочку российский покупатель живо разметает, оставляя отечественные аналоги лежать куда дольше. Во-вторых, сошлемся на слова уже упомянутого вначале статьи Андрея Даниленко, заявляющего о частичных фальсификациях российских производителей в силу сложной производственной обстановки: животный жир все чаще подменяют растительным, подрывая качество. Главным «сырьем» для таких фальсификаций выступает пальмовое масло, реже – оно же, но в совокупности с маслом кокосовым.
С учетом того, что смысл удорожания продукции нам уже ясен и следовать классике вопросом «Кто виноват» нет смысла, зададим другой, крайне прагматичный вопрос: что делать? С 2013 года в стране и без того уже идет программа государственного субсидирования молочников. 13 миллиардов рублей – совсем не маленькая сумма, а ведь именно ее на данные цели направили.
Есть в этой программе серьезные пробелы. К примеру, сумма дотаций на литр готовой продукции зависит от ряда ее показателей, но зависит – не пропорционально, а «как-то так»: при разнице первого сорта с высшим сортом по цене в 10-15% мы имеем разницу субсидирования в 3 раза. Несправедливо? Еще как! Но ведь главный нюанс – даже не в этом! Классификация сортов молока в России не регламентируется какими-то однозначными критериями, а производитель может ее указывать «по совести». Еще и ввели зависимость субсидий от показателя рождаемости телят: в Министерстве сельского хозяйства такой подход пояснили заботой о стратегическом развитии отрасли молочного производства, ведь чем больше телят родится – тем меньше их придется закупать потом и тем ниже будут затраты производителя. Но последние с таким подходом не согласны.
Критикуют эксперты и статистику Министерства сельского хозяйства, что якобы молока высшего сорта за последние пять лет становится на 3-4 процента больше ежегодно: все это – манипуляция производителей для улучшения продаж и возможности получать больше средств от государства (где для коррупции – поле не паханное). В подтверждение Даниленко указал журналистам Газеты.Ru тот факт, что в отдельных регионах все молоко вдруг переквалифицировалось в «высокосортное».
Раз не удается четко разобраться с ответом на вопрос «Что делать?» самим (а не удается потому, что на любую инициативу молочников государство отвечает «своим видением» реализации помощи), то, возможно, стоит взглянуть на дела у конкурентов? К тому же конкуренты эти на российский рынок идут все активнее – уже сегодня доля импорта составляет в молочном сегменте 40%.
Евросоюз и Белоруссия действуют в весьма схожей манере: в их бюджетах именно поддержке молочной отрасли уделяется ключевое внимание из всех отдельных пунктов. Суммы здесь закладываются в 5-10 раз большие, чем в России (а теперь сравните просто бюджеты той же Белоруссии и России), однако затраты потом возвращаются улучшением торгового баланса и значительным ростом производства продукции. Ну и государственная проработка качественной инфраструктуры молочной отрасли – отдельная задача, ведь именно в России – самая высокая себестоимость сырого молока (в той же Чехии оно стоит в пересчете 14,2 рубля за литр против 20 рублей в России).
Союзмолоко хочет, чтобы система дотаций была упрощена до европейских подходов, когда разницы в суммах помощи для молока разных сортов исчезла бы. Саму помощь хотят получать порядка 3 рублей на литр вместо 1 рубля сегодня.
Чего же ждать российскому потребителю? В ближайшее время – только импорта, подорожания и снижения качества российской продукции. А дальше... Если Минсельхоз согласится с доводами молочников, то перспективы вроде бы как видятся.
К тому же стоит обратить внимание на предложение ведомства пролонгировать срок субсидирования ставки по инвестиционным кредитам в данный агросегмент на 15 лет. Но нюанс в том, что если это делать за счет уже выделенных ранее средств, как хотят чиновники, то будет только хуже.
А пока Андрей Даниленко уверяет: качественного молока российского производства дешевле 40 рублей за литр в магазинах страны никто не найдет. Сыр и масло хорошего качества не будут стоить дешевле 300 рублей за килограмм.
Андрей Сливка