Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Мотивация в образовании. Зарисовка проблемы



На сегодняшний день многие студенты и школьники не стремятся проявлять большого усердия в изучении предметов. Это свидетельствует о их слабой мотивации обучению. Если спросить у самих обучающихся, то зачастую они отвечают, что те знания, которые они получают в учебных заведениях не имеют большой практической значимости, и все равно они не найдут им применения в жизни, или же они им по-просту не интересны. Данный ответ, услышанный от школьников, в некоторой мере - оправдан, а вот учащихся ВУЗов, колледжей и других специализированных заведений - не особо.

А на сколько, вообще важна данная проблема? Ответим – сильно, и ответим почему. Учащиеся это будущие высококвалифицированные сотрудники нашей страны, отсутствие их мотивации на стадии обучения, угрожает отсутствием действительно квалифицированных сотрудников, в результате чего, экономика страны может потерять конкурентноспособность в будущем.

Для того чтобы понять что нужно современному студенту, нужно опять же задать вопрос самому студенту, только задать его «правильно». Таким «правильным» способом задавания вопроса может быть анкетирования. К счастью, в наши руки попал результат проведения анкетирования в одном из ВУЗов в Украине на кафедре менеджмента среди студентов. Конечно это не полномасштабное исследование, но тем не менее дает возможность хоть как-то оценить картину.

Ниже представлена диаграмма (рис. 1) причин поступления в ВУЗ, условно разделенная на группы.

Распределние студентов по группам в зависимости от причин поступления

Рис. 1 Распределние студентов по группам в зависимости от причин поступления

Всего 6 групп.

  1. «Интерес» - поступившие из интереса к специальности.
  2. «Знакомые» - поступили по совету родителей, родственников, друзей или знакомых.
  3. «Перспективность» - считали данную специальность перспективной.
  4. «Неопределенность» - не знали куда им вообще поступать.
  5. «Престиж» - посчитали специальность престижной.
  6. Причина не указана.

Из таких ответов стоит ожидать, что только от группы «Интерес» следует ожидать стремление к высоким оценкам и получению знаний, но к счастью нам не нужно гадать, все изображено на рис. 2.

Успеваемость студентов

Рис. 2 Успеваемость студентов

Следует сделать небольшое пояснение, в процессе анкетирования распределение оценок было весьма условно, поэтому следует считать так:

  • 1 – это «отличник»;
  • 2 – «хорошист»;
  • 3 – средняя оценка удовлетворительно, иногда бывают оценки «хорошо»;
  • 4 – практически «двоечник».

После эти значения были усреднены, и получилась диаграмма, указанная на рис. 2.

Исходя из результатов видно, что даже те, кто поступили в ВУЗ из собственного интереса, не учатся на «отлично». В итоге следует отметить, что  таких всего ¼ от всех учащихся, что является, несомненно, малым количеством.

Итак, подводим итоги, что может изменить данную ситуацию. На сегодняшний день ВО является, негласно обязательным, из-за чего все подряд идут в ВУЗы, что является не совсем правильным подходом. Следующие, следует уделять большее внимание мотивированности учащихся, а не исходить из определения, что они изначально таковыми являются. Собственно это самые главные выводы. На этом все!

Читать также:

Мотивация в образовании. Мотивационный профиль студента – Мотивационный профиль – это индивидуальное сочетание мотивирующих факторов человека. В нашем случае, это инструмент который поможет конкретно установить мотивацию студентов в ВУЗах.