Журналисты «The Financial Times» рассказали о специфике «налога на быстрые транзакции», введенного в Италии впервые в мире. Налог, который критикую финансисты, банкиры и брокеры всего мира, со следующего года может стать нормой еще для 11 европейских государств.
Суть механизма налога следующая: как только трейдер выходит за лимиты совершенных за сутки сделок, на все его последующие сделки насчитывается 0,02% от их суммы при условии, что такая сделка (или отказ по ней) проводилась с интервалом менее, чем 0,5 секунды после предыдущей.
Подобная скорость операций – нормальное явление для электронных систем роботизированной торговли на финансовых рынках. Правда, большая производительность серьезно увеличивает потенциал возможных ошибок: год назад одна «маленькая ошибка» программы стоила 450 миллионов долларов брокеру компании «Knight Capital», а брокерская компания «Everbright Securities» свои 3,8 миллиардов долларов потерь до сих пор вменяет в вину именно имевшемуся в распоряжении ее трейдеров программному обеспечению.
Пока же итальянские финансисты указывают правительству, что объемы сделок в стране и без того сокращаются. Да и в законе, который стал действовать со 2 сентября, дополнительное налоговое бремя будет наложено на ряд операций с дериавитами.
Безусловно, закон остается спорным: в ЕС не рискнули вводить его сразу, в то время как итальянский бюджет трещит и требует даже рисковых решений уже сейчас. Рим добровольно и осознанно пошел на де-факто эксперимент в системе финансового налогообложения, пока остальные внимательно наблюдают и пытаются понять, вводить или нет с 2014 года налог на финансовые транзакции.
Андрей Сливка