«Мы сегодня заигрались с этим Таможенным союзом»
Г. Онищенко
Экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сегодня является помощником председателя правительства России, однако смена статуса не смогла изменить той роли данного человека, к которой он сам всех приучил. Резкие заявления, не особо скрываемые экономические манипуляции в угоду политическим интересам и целая серия торговых войн – все это о нем.
Ранее для Онищенко была отведена вполне специфическая роль: роль финансового карателя, при чем подобные наказания выступали «дипломатическим инструментом» Москвы. Молдавские и грузинские вина, украинские сыры и мясо – это только то, что отгремело громче всего. А вот теперь Геннадий Григорьевич может ударить даже по Таможенному союзу.
Цитата, которую мы вынесли в эпиграф, звучит жестко. И однозначно. Возможно, помощник председателя правительства России сказал не совсем то, что думает, а, возможно, его слова не дойдут до стадии «практической реализации», но игнорировать их не стоит.
Теперь – к контексту. Все началось с того, что Геннадий Онищенко жестко высказался за ограничения продажи энергетических напитков для детей. Чиновник заявил, что в обществе необходимо выработать устоявшееся невосприятие подобного явления раз и навсегда. Обсуждать подробности борьбы российских властей с «детскими энергетиками» здесь не имеет смысла – это отдельная история, в которой и так все ясно.
Заместитель директора по научной работе НИИ питания РАМН Магомед Гаппаров, поддерживая критику кофеиносодержащих тонизирующих напитков, посетовал на отсутствие сегодня той процедуры регистрации подобных товаров, которая была до 1 июля 2013 года. Напомним, что именно с этого момента российская регистрация стала невозможной в силу вступления в действие технического регламента о безопасности пищевой продукции Таможенного союза.
Геннадий Георгиевич мысль Гаппарова поддержал очень рьяно: чиновник допускает реплику, которая все еще оставляет множество вопросов: «Любые равные для нас условия [в ТС – прим. Infomanagement] оборачиваются против России, потому что на наши рынки идёт вся продукция, со свистом проходя через Казахстан и Беларусь».
В адрес соседей по ТС полетели камни, камень полетел и в адрес самой организации. Кстати, когда в «союз трех» включится и Армения, то проблем, судя по реакции Онищенко, у России только прибавится.
Теперь ситуация с Таможенным союзом выглядит до плачевного смешно: не осталось ни одной стороны из трех действующих участников, которая не нарекала бы на доминирование проблем для себя. Ну а когда все жалуются на свои потери, то кто-то все равно должен был ощутить пополнение. Но кто?
Минск и Астана с разной интенсивностью указывали Москве, что последняя прописала для себя наиболее выгодные условия. Украину в объединение, похоже, уже не затащить, зато есть риск потерять Белоруссию, особенно после того, как первый вице-премьер республики Владимир Семашко публично и жестко прошелся по «постоянным убыткам» от пребывания его страны в Таможенном союзе. От Москвы после тех заявлений, кстати, реакции ждали, но только не такой.
Поверить в готовность России отказаться от своего ключевого в плане амбиций постсоветского проекта нереально. Но и Геннадий Онищенко – чиновник со стажем, который может позволить себе совершенно любой тон и любые комментарии, если только они не идут вразрез с намерениями Кремля. Этот матерый волк чиновничьей службы раньше осечек не делал.
Очень похоже – и это сейчас только наше личное мнение, - что власти страны пока мучаются с ТС как с «новым для рынка продуктом», в который надо вкладывать, который надо рекламировать и при этом не рассчитывать на быстрый ответный успех. И такое настроение было четко уловлено Геннадием Георгиевичем, что и дало основания сказать свои прогремевшие слова.
Андрей Сливка