Социолог Роберт Брюль, работающий в американском Университете Дрекселя, в журнале Climatic Change опубликовал статью со своим исследованием источников финансирования тех групп, которые отрицают грядущее глобальное потепление. В числе основных финансистов оказались те, чей бизнес непосредственно влияет на процесс «нагрева Земли».
Роберт Брюль приводит и экономические цифры: только американские организации, которые убеждают в отсутствии влияния деятельности человека на изменение климата, ежегодно получают финансирование в сумме не менее 1 миллиарда долларов. Для распределения и направления денежных потоков существует четко структурированная сеть, включающая в себя адвокатские конторы, торговые центры, научно-исследовательские организации, лоббистов, специализированные фонды. Последних – больше всего: из 91 организации, которых социолог причислил к «финансовым буферам», благотворительных фондов – 72, все они имеют серьезные налоговые льготы и пропустили через себя за последние 8 лет не менее 9 миллиардов долларов. В качестве наиболее яркого примера назван фонд «Donors Trust and Donors Capital» - за последнее время здесь намечена тенденция к колоссальному увеличению т.н. «скрытого финансирования». Проследить путь денег в 75% почти невозможно, финансируются т.н. «комплексные проекты», где обоснование невозможности глобального потепления идет в совокупности с еще несколькими направлениями работ без указания, на какое направление какой процент выделяемых денежных средств расходуется.
А вот базовой точкой отправки денег в «лоббирующее плавание» являются такие концерны, как Koch Industries (специализация: машиностроение, реализация нефти, химическое производство) или ExxonMobil (здесь вообще описание излишне). Явное финансирование противников теории влияния деятельности человека на нагревание планеты велось ими с 2003 года, а с 2008 года начинается активный период «теневой помощи».
Результатами такого лоббирования можно назвать то, что консервативные сенаторы изначально придерживались требований сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, однако уже к моменту прихода к власти их главного конкурента – демократа Барака Обамы – риторика консерваторов меняется на совершенно обратную. Пояснить такие перемены, скажем, экономическим кризисом или иными сугубо экономическими моментами не представляется возможным.
Объективности ради заметим, что вопрос о том, реально ли глобальное потепление планеты в принципе, Роберт Брюль не ставил, сконцентрировавшись на изучении попыток на этот вопрос ответить. «Деньги просто помогают голосам одной стороны звучать громче, чем голоса их оппонентов», - отмечает социолог. Предположить можно и то, что сам Брюль является «финансовым потребителем» противоположной стороны. Однако пока такое предположение – всего лишь популярный месседж в ряде комментариев на форумах с обсуждением статьи журнала. Никаких доказательств подобной гипотезы нет. Как минимум – пока.
Возмущение написанным высказали и представители исследовательского центра Heritage Foundation, который якобы является одним из «буферов финансирования» проектов «отрицания потепления». Возглавляющий данный центр Дэвид Кройцер заявил, что Брюль несправедливо сводит к единой категории как тех, кто отрицает сам факт глобального потепления, так и тех, кто выступает против сокращения выбросов (именно так ведет себя Heritage Foundation). Однако «опровержением» подобные слова тоже трудно назвать, ведь лоббирование отрицания необходимости сокращать выбросы – это, по сути, главная цель, для которой отстаивание мысли об отсутствии глобального потепления – не больше, чем инструмент.
Социолог одним своим исследованием открыл настоящий ящик Пандоры: впереди – новый виток информационного противостояния сторонников и противников научных моделей, экологических подходов и экономических концепций. Как минимум лоббисты и пиарщики от этого выиграют: им оплачиваемой работы прибавится. Вот только вряд ли само общество станет ближе к правде и объективности по итогу.
Андрей Сливка