Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Отток капитала из России: подмена понятий и невидимые факторы



Россия страдает от хронического оттока капитала постоянно: в 2011 году был установлен рекорд такого бегства – минус 80,5 миллиардов долларов, в 2012 данные платежного баланса показали отметку в 56,8 миллиардов. На 2013 год вначале возлагали оптимистические надежды и пытались верить, что вывезут не более 15 миллиардов долларов, однако только в январе покинуло Россию до 10 миллиардов.

Такая потеря капиталов – явный минус для экономики, а причинами происходящего стандартно принято считать стремление инвесторов обезопасить свои средства от налогов и инфляции, а также вывести их из-под удара политических рисков и рисков конфискации. Но это – «классическое» и наиболее обобщенное перечисление причин, указанных даже в Википедии. А в каждом конкретном случае хватает своих индивидуальных особенностей. К примеру, вице-премьер Аркадий Дворкович в начале текущего года заявлял, что видит ключевую причину бегства капитала из России в высоких рисках для инвестиционных проектов. Не забыл Дворкович в качестве причин указать негативный инвестиционный климат России.

Нет единства в методиках

А вот в компании «Ernst&Young» провели исследование и сочли выдаваемые Банком России цифры оттока капитала завышенными. Пояснили специалисты всемирно известной аудиторской и консалтинговой фирмы это просто: средства российских компаний, направляемые за рубеж для поглощения иностранных активов, ошибочно вписывают в графу оттока капитала. С таким выводом согласились и в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ), хотя и не смогли четко ответить, когда же этот «неправильно подсчитанный отток» обернется логичным в таких ситуациях чистым притоком в виде прибылей.

В методике здесь действительно нет единства, поэтому оценки оттока капитала могут сильно варьировать. Но мы затронем другую тему...

О совпадениях, наводящих на разные мысли

Помните, какими были миллионеры в СССР? Только подпольными. Ведь одно дело – накопить приличную сумму, а другое дело – иметь возможность ее легально и с толком потратить.

Конечно, современная Россия – это совсем не СССР. И тем не менее, один важный вывод здесь напрашивается, при чем вывод этот – достаточно очевиден.

Посмотрите на официальные декларации российских чиновников и политиков: Владимир Владимирович – и тот за 2012 год заработал весьма скромные 5,79 миллионов рублей. Почти у всех представителей власти – скромные доходы и не так много собственности. Для чиновников демонстрировать излишки богатства опасно, для политиков – электорально невыгодно.

Естественно, за обман в декларациях придется отвечать, так что в России прятать собственность и состояния не особо правильно. А это значит – «нам поможет заграница». Действительно, так проще и надежнее. И теперь – крайне интересная деталь.

С конца 2011 года действие Федерального Закона «О противодействии коррупции» заметно изменилось: теперь оно распространилось на глав государственных компаний и госкорпораций России, руководство Центробанка, ФОМС, ФСС, Пенсионного фонда и т.д. В этом же году отток капитала становится беспрецедентным. Совпадение?

И еще. К концу 2012 года было принято решение следить не только за доходами, но и за расходами чиновников. При этом для самих чиновников большой неожиданностью новшество не стало: к нему готовились, о нем знали. Заблаговременно.

Не отток, а импорт

И вот теперь мы снова возвращаемся к теме подпольных миллионеров времен СССР: им было крайне сложно мотаться за границу и обратно, совершая именно там свои самые дорогие покупки. Отечественным миллионерам (и уж тем более миллиардерам) подобное делать проще. Да и львиная доля по-настоящему дорогих покупок приходится на импорт: яхты, самолеты, автомобили, рестораны, отели, часы, костюмы, мебель, техника... Продолжать?

Отсюда мы можем увидеть, что немалая часть общего оттока капитала – это потребительские траты (огромные, как по меркам внутреннего рынка России) наиболее богатых и обеспеченных граждан. Большая часть таких трат совершается непосредственно за рубежом (привет Монако, Монте-Карло, Дубаи и т.д.), для чего и приходится под разными схемами выводить деньги. Это – постоянная (относительно) часть в оттоке капитала, которая не связана с управлением финансовыми рисками, политической нестабильностью и т.п. Для безопасности дорогие покупки могут быть оформлены на оффшорные компании или иностранных лиц, но факт не меняется: идет процесс, который мы называем «побегом капитала». А это – обычная утечка.

Казалось бы, при чем здесь благотворительность?

Мало кто из обывателей замечал, что самые богатые люди планеты почти все свои состояния переводят на собственные благотворительные фонды, а не тратят и не копят. Все просто: такие фонды освобождены от налогов и потому можно через них обеспечивать свои личные потребности, экономя весьма много. Схема западных миллиардеров, которая хорошо показывает, как именно идет утечка капиталов.

Но для страны не так важно, сколько капиталов идет «на фонды» и иные структуры. Важна разница между ввозимыми суммами в страны и вывозимыми из нее. И здесь работает простое правило: если в страну выгодно ввозить, то вывозить из нее будут не так много. Это правило работает против России.

Россия – это страна становления олигархов, но здесь нет конкурентного рынка для капиталов этих олигархов. Если бы такая ниша была – отток капитала сократился бы. Да еще и приток мог бы быть.

Российские и западные олигархи через благотворительные фонды и оффшорные структуры одинаково успешно выводят свои средства от налогов, но куда эти средства потом идут? В те страны, где есть «инфраструктура для миллиардеров». Т.е. откуда-то такому капиталу не обязательно и выходить: так дела обстоят почти везде, но только не в России.

И немного истории в конце

Римская империя получала от «слабо развитых» народов ресурсы и различные товары, отдавая взамен в основном одно и то же: украшения, побрякушки, символы величия. Золото индейцев и других туземных народов европейцы получали в обмен на зеркальца, бусы и т.п. Жизненно необходимое и наиболее важное производили и поставляли «слабо развитые», в то время как «высокоразвитые» делали акцент на потребление и предоставление взамен дорогого, непрактичного и модного. Это не мы придумали.

У России более чем достаточно природных ресурсов. Чем таких ресурсов больше и чем активнее их добыча ведется, тем больше будет отток капитала. Локальные экономические трудности мало что значат – куда важнее система. И потому изучать проблему оттока капитала можно через призму «рискованных инвестиций», «опасений инвесторов», «проблем кипрских банков»… Но ведь это не кочевые племена вели вперед свой скот – они сами шли за скотом. А скот шел туда, где ему было уютнее. Аналогию видите?

Бессмысленно «бороться» с оттоком капитала, который, словно стада кочевых племен, ищет для себя лучшие условия. Животные не столько думали о волках на их новых территориях, сколько о доступности там травы. А идти в безжизненные земли, потому что там нет рисков и хищников – нет, такой стратегии у животных нет. Как и у капитала.

По материалам: Центробанк России
www.rg.ru
www.forbes.ru
ria.ru
lenta.ru

Андрей Сливка