В России слишком много банков, считает Владимир Путин. Их число следует сократить, а оставшихся – укрупнить. И даже дал ориентир на масштабы грядущего сокращения: в Германии, выступившей примером, сейчас действует около 250 банков, что почти вчетверо меньше количества банков в России, сообщает информационное агентство «Прайм». Таким образом, Владимир Путин лично и публично поддержал те чистки банковского сектора, которые на сегодняшний день проводятся Центробанком РФ под руководством Эльвиры Набиуллиной.
Разговор на эту тему возник во время встречи президента со студентами НИЯУ МИФИ. Впрочем, для России становится традицией, когда основные вопросы экономики и даже государственной политики прозвучать могут там, где, казалось бы, как раз-то и прозвучать они не могут.
Система коммерческих банков, по мнению Владимира Путина, сегодня должна бороться за качество своего кредитного портфеля, а сделать это можно только двигаясь по пути укрупнения собственных активов банков. При существующем количестве финучреждений такой интенсивный путь казался невозможным, да и экономика страны не нуждалась в таком обилии игроков, «не имеющих нужной защиты в ряде случаев».
На этом фоне руководству ЦБ отводилось только одобрение всех их действий, ведь финрегулятор «должен обратить внимания на те риски, которые в банковском секторе существуют». Особо президент России отметил как фактор опасности высокие ставки по депозитам, так что многие региональные банки могут делать выводы, какие именно параметры в их работе могут навлечь беду. «Если средний уровень депозитных предложений оказался намного ниже уровня конкретно рассматриваемого банка, то здесь есть очевидны проблемы. Такой банк попросту переживает проблемы, он любой ценой ищет средства, а значит и Центробанк должен обратить на него внимание, проверить. Это же функции Центробанка, обеспечивающие безопасность вкладчикам», - сказал Путин.
Не так давно первый зампред ЦБ Алексей Симановский говорил в своем интервью журналистам ИТАР-ТАСС, что регулятор не допустит «отзывов лицензий пачками», что будет действовать крайне осторожно. Да и сам Владимир Путин только в декабре, проводя свою пресс-конференцию, обращался к руководству Центробанка и просил более аккуратно действовать, соблюдая интересы вкладчиков. На тот момент всем казалось, что план по изгнанию мелких банков с рынка реализуется, но он хотя бы хоть как-то маскируется под «не связанные между собой события». Теперь же регулятор может откладывать в сторону снайперскую винтовку и брать пулемет.
Сказанное президентом указывает и на то, что у Эльвиры Набиуллиной теперь есть карт-бланш, который выдан на достаточно продолжительный срок: все понимают стратегический, а не тактический характер требуемых Путиным перемен. Подобного быстро не сделать и вряд ли кто-то пойдет на риск менять команду исполнителей, если только в долгосрочной перспективе никаких преимуществ видно не будет. Но речь идет о периоде не в один год, так что и до конца срока полномочий главы ЦБ РФ может хватить.
Не стоит думать, что озвученное президентом – это не то мнение, эффект от которого не был просчитан. Видимо, в ЦБ посчитали: если сейчас на фоне происходящего дать четкий и недвусмысленный сигнал рынку, то и в ряде банков прекратят сопротивление, и население перейдет на путь массового исхода из банков регионального масштаба. Кроме того, на поле боя больше ничего не мешает выходить всем желающим вести переговоры о поглощениях, слияних и т.д. Аргументация простая: вариантов все равно нет. И стороны будут быстрее искать общий знаменатель.
В 2013 году финансовый сектор России стал меньше на три десятка профильных учреждений. Однако в 90-ых годах вообще было около 2,5 тысяч банков, так что сокращения здесь можно считать «исторически привычными». Правда, львиная доля «исчезнувших» игроков не обанкротились, а просто вошли в состав более крупных или вообще новых образований. И это – естественно.
Что же касается действующей банковской системы России, то 90-95% аккумулированных здесь ресурсов находятся под контролем 200 учреждений. Но это – совсем не показатель того, что все региональные или просто небольшие банки не нужны, ведь Германия, которую в пример привел Владимир Путин – это путь не укрупнения, а разукрупнения фининститутов. Здесь на 250 полноценных банков почти в 8 раз больше самых разных кредитных организаций. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова на этом фоне уверена: для России будет достаточно 300-500 банков.
На современном этапе российская финансовая система обладает очень большим покрытием банков на душу населения (вдвое выше чем в Германии, в которой этот показатель – один из самых высоких в ЕС), но интенсивность обслуживания при этом намного ниже. Вопрос не столько в отделениях и в количестве банков, сколько в сервисе обслуживания и финансовой культуре безнальных операций. Но действий Центробанка в этом направления пока не наблюдается: все сведено к мелким региональным игрокам и отзыву лицензий.
Андрей Сливка