Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Преимущества и недостатки акционерного капитала



Акционерный капитал возник в середине XIX века с появлением акционерной формы собственности, когда появилась потребность в реализации инвестиционных проектов, непосильных единоличному владению или партнерству. С этого времени акционерный капитал стал объектом пристального внимания многих ученых. Однако в большинстве научных работ отсутствует концептуальное определение этой категории. В основном находим такие ее дефиниции.

  1. Акционерный капитал (англ. equity, ownership equity) – часть акционера в корпорации, возникшая в результате приобретения ее акций.
  2. Стоимость активов компании, которая остается после погашения ею всех обязательств.
  3. Претензии со стороны акционеров на долю чистой прибыли предприятия и его активы.
  4. Сумма обыкновенных и привилегированных акций компании.

Сущность акционерного капитала можно рассматривать по-разному. Можем согласиться с авторами, что под акционерным капиталом понимают совокупность собственного, резервного капитала и нераспределенной прибыли, тогда как широкое его толкование будет сводиться к величине рыночной капитализации. Максимальная величина акционерного капитала определяется величиной рыночной капитализации предприятия, которая достигается в результате роста рыночной цены акции при условии благоприятной рыночной конъюнктуры и высокой финансовой устойчивости, рентабельности, ликвидности и платежеспособности предприятия. Таким образом, акционерный капитал – это сумма капитализации или суммарный доход, который могут принести своим владельцам акции, которые обращаются на фондовом рынке.

Акционерный капитал является чрезвычайно важной экономической категорией, особенно для стран с переходной экономикой, где происходит становление рыночной среды, поскольку он обладает целым рядом преимуществ, а именно: привлечение финансовых средств в крупных размерах, необходимых для эффективного функционирования общества; возможность осуществления масштабного производства, внедрения инноваций и т.д. Низкий уровень рискованности, высокая степень мобильности корпорации проявляются в возможности реализовать по рыночным ценам основные производственные фонды, оборудование, товарную продукцию и др., и тем самым аккумулировать значительную сумму финансовых ресурсов.

Однако, несмотря на существенные и многочисленные преимущества акционерного капитала, в процессе управления им нужно помнить и о его недостатках, главными из которых являются: значительная распыленность; владение имуществом корпорации большого количества акционеров; несогласованность интересов мелких акционеров; незаинтересованность менеджеров в результатах деятельности общества.

Формирование акционерного капитала корпорации зависит от использования всех возможных источников денежных средств, которые подразделяются на внутренние и внешние. Причем финансовый успех компании зависит от оптимального их соотношения. Внутренние источники составляют средства, полученные от выпуска и продажи акций, амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль, поступления от финансовых и внереализационных операций, дивиденды и проценты по финансовым вложениям. Внешние источники включают кредиты и займы, выпуск облигаций, финансовый лизинг, иностранные инвестиции.

Стоимость каждого из названных источников меняется в зависимости от его доли в общей структуре капитала, причем меняется разными темпами. С ростом заемных средств в общей структуре долгосрочных пассивов цена собственного капитала увеличивается опережающими темпами, тогда как стоимость заемного капитала остается некоторое время неизменной, а лишь затем начинает расти. Общая стоимость собственного капитала выше, чем стоимость заемного, а структура капитала, при которой стоимость капитала является самой низкой, а стоимость предприятия – высокой, считается оптимальной. Не может быть каких-то общих рекомендаций для всех предприятий по достижению этой оптимизации. Каждое предприятие стремится к идеалу, но в условиях риска и неопределенности достичь этого идеала, очевидно, невозможно, а если и возможно, то на короткий срок. Однако финансовые менеджеры всегда будут пытаться привлечь капитал по более низкой цене и как можно больше повысить курс корпоративных ценных бумаг на рынке.