Я могу рисовать этикетку для бутылки водки два года.
Не нравится мне этикетка — я сижу себе и дальше рисую.
Рустам Тарико
Личное состояние в 1,75 миллиарда долларов на сегодняшний день обеспечивает ему место ближе к центру в «Золотой сотне» Forbes. Именно этот человек сделал Martini самым продаваемым алкогольным брендом иностранного происхождения в России. Он же вернул России утраченное в конце прошлого века мировое лидерство по производству водки. Уроженец Татарстана и владелец бренда «Русский Стандарт» Рустам Тарико – это именно о нем пойдет речь дальше.
Рустам Тарико – совсем не типичный представитель бизнес-элиты России. В его жизни не было модной сферы недвижимости, он так и не влился в политику, его не интересовали слияния и поглощения как отдельная игра. Взявшись в начале 90-ых за алкогольный (а позже и банковский) сегмент, Тарико уже не выпускал этого дела из рук, иногда – в самом прямом смысле.
Дело в том, что бизнесмен на заре своего бизнеса на старте 90-ых нередко собственноручно разгружал автомобили с Martini, с чего и были получены первые серьезные деньги будущего олигарха. К концу 90-ых ему удается получить монопольное право на поставку в страну таких брендов, как Baileys, Johnnie Walker, Bacardi, которые традиционно предпочитал средний класс Европы. Мало того: начинается выпуск собственно элитной водки «Русский стандарт», ставшей в премиальном сегменте отечественного производства первой для страны и сумевшей обойти по объемам продаж даже Absolut и Smirnoff.
До этого «водочными королями» России называли Юрия Шефлера и Марка Кауфмана, составить конкуренцию которым считалось невозможным. Рустам Тарико сумел потеснить обоих, потратив только на «контрольную» сделку 420 миллионов долларов. Для этого в 2010 году был выкуплен винный дом Италии Gancia – на сделку пошли 100 миллионов евро. Ну и апогеем стала выигранная битва за группу CEDC, в собственности которой находились крупнейшие производства водки в Польши и Венгрии. А это, между прочим – второй по масштабам рынок водки в мире.
CEDC еще в 2007 году демонстрировала объемы выручки в 1,2 миллиарда долларов, однако с 2008 года свои корректировки в эти цифры внес кризис. Именно поэтому для приобретения 100% международной группы Тарико хватило 420 миллионов долларов. Банк «Русский Стандарт» оказался здесь весьма кстати...
Сегодня Рустаму Тарико 51 год, 25 из которых он посвятил своему «водочному пути». Теперь цель осталась только одна: стать первым в мире в данной нише, опередить лидера в лице британской алкогольной группы Diageo. Отставание по объемам продаж на сегодня – немногим менее 30%, но для бизнесмена это кажется не таким большим отрывом.
За четверть века и половину собственной жизни в водочном бизнесе Тарико неоднократно доказал, что хватка у него – на зависть многим. Если этот человек намечал себе цель, то ни годы, ни экономические перемены в мире, ни силы его конкурентов не могли помешать достигнуть выполнения поставленной задачи.
У Рустама Тарико не было стремительных взлетов – был последовательный успех, где не было места и серьезным палениям. Сегодня он – водочный король России, но завтра он может стать водочным королем планеты, о чем сам заявляет.
В конце 80-ых молодой студент Рустам Тарико устроился на работу в туристическую компанию Business Tour, принадлежавшую итальянским владельцам. Основной задачей парня было расселение гостей из Италии в гостиницах «Россия» и «Украина». Тарико быстро выучил итальянский, превратившись для туристов из этой страны в своеобразного проводника по России.
Предприимчивый студент пытался предлагать гостям идеи для заработка. Так, представителю компании Ferrero Rocher он предложил продажу за рубли «Киндер Сюрпризов». Ответная реакция была полностью лишена интереса, а фраза «возьми вон коробку – иди продавай» звучала так, будто Тарико отшивали. Но студент тут же эту коробку взял и продал в универмаг «Московский».
Теперь уже итальянцы проявили интерес к деятельной персоне молодого человека. И все же шоколадники свой шанс проморгали: пока они все еще тестировали своего потенциального партнера, представители Martini & Rossi сделали более веское предложение.
Предстоящая встреча, которая для Рустама Тарико станет началом его большого похода а мир торговли алкоголем, получила соответствующую подготовку. Юноша зарегистрировал компанию «Roust Inc.» и пошел ва-банк: попросил эксклюзивного контракта при условии, что всего за два месяца покажет выполнение годового плана по продажам. Первые машины с алкоголем Рустам разгружал сам, однако свои слова в итоге он подтвердил. И вот второй по объемам рынок продажи вермутов Martini – Россия – отдается на долгие годы на эксклюзив для «Roust Inc.».
Дальше было сотрудничество с United Distillers, владеющей правами на Johnnie Walker. Изначально эта компания не сильно была впечатлена возможностями Рустама Тарико и от эксклюзивного сотрудничества планировала отказаться. Бизнесмен пошел по старой схеме, предложив показать утроенный объем продаж напитка. И дал время на размышление: до конца дня. Когда вечером партнеры отправились в стрип-клуб, за несколько минут до полуночи Тарико напомнил об оговоренных сроках принятия решения и жестко сказал: «Ваше время истекает». Партнеры согласились.
Никакая харизма не поможет успешно захватывать рынок алкоголя в России, если нет правильно маркетинговой концепции. Рустам Тарико это не просто знал – он это понял и использовал.
Безумные вечеринки, светские банкеты, тусовки – бизнесмен был способен задавать тон для финансовой элиты страны. Это именно благодаря ему богатые россияне открыли для себя Сардинию, где в отеле Cala di Volpe проходили самые пышные на всем острове торжества. Несложно догадаться, кто их организовывал. На одной из вечеринок, кстати, в бассейн прыгали голые модели и эпатажные гости в своих костюмах. Организация моделей была за Тарико, в то время как эпатажные гости относились к сфере ответственности известной модели Натальи Водяновой и ее супруга лорда Портмана.
Итог известен: алкогольные бренды, к которым имел отношение Тарико, стремительно набирали популярность. Знакомство с богатыми и известными давало толчок для продвижения своего банка, а банк отвечал возможностью привлечения собственных кредитных средств для крупных сделок. И этот процесс продолжается до сих пор.
Андрей Сливка