Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Владелец бренда «Русский Стандарт» и водочный король Рустам Тарико



Я могу рисовать этикетку для бутылки водки два года.
Не нравится мне этикетка — я сижу себе и дальше рисую.

Рустам Тарико

Личное состояние в 1,75 миллиарда долларов на сегодняшний день обеспечивает ему место ближе к центру в «Золотой сотне» Forbes. Именно этот человек сделал Martini самым продаваемым алкогольным брендом иностранного происхождения в России. Он же вернул России утраченное в конце прошлого века мировое лидерство по производству водки. Уроженец Татарстана и владелец бренда «Русский Стандарт» Рустам Тарико – это именно о нем пойдет речь дальше.

Искусство не распыляться

Рустам Тарико – совсем не типичный представитель бизнес-элиты России. В его жизни не было модной сферы недвижимости, он так и не влился в политику, его не интересовали слияния и поглощения как отдельная игра. Взявшись в начале 90-ых за алкогольный (а позже и банковский) сегмент, Тарико уже не выпускал этого дела из рук, иногда – в самом прямом смысле.

Дело в том, что бизнесмен на заре своего бизнеса на старте 90-ых нередко собственноручно разгружал автомобили с Martini, с чего и были получены первые серьезные деньги будущего олигарха. К концу 90-ых ему удается получить монопольное право на поставку в страну таких брендов, как Baileys, Johnnie Walker, Bacardi, которые традиционно предпочитал средний класс Европы. Мало того: начинается выпуск собственно элитной водки «Русский стандарт», ставшей в премиальном сегменте отечественного производства первой для страны и сумевшей обойти по объемам продаж даже Absolut и Smirnoff.

До этого «водочными королями» России называли Юрия Шефлера и Марка Кауфмана, составить конкуренцию которым считалось невозможным. Рустам Тарико сумел потеснить обоих, потратив только на «контрольную» сделку 420 миллионов долларов. Для этого в 2010 году был выкуплен винный дом Италии Gancia – на сделку пошли 100 миллионов евро. Ну и апогеем стала выигранная битва за группу CEDC, в собственности которой находились крупнейшие производства водки в Польши и Венгрии. А это, между прочим – второй по масштабам рынок водки в мире.

CEDC еще в 2007 году демонстрировала объемы выручки в 1,2 миллиарда долларов, однако с 2008 года свои корректировки в эти цифры внес кризис. Именно поэтому для приобретения 100% международной группы Тарико хватило 420 миллионов долларов. Банк «Русский Стандарт» оказался здесь весьма кстати...

Путь в полжизни

Сегодня Рустаму Тарико 51 год, 25 из которых он посвятил своему «водочному пути». Теперь цель осталась только одна: стать первым в мире в данной нише, опередить лидера в лице британской алкогольной группы Diageo. Отставание по объемам продаж на сегодня – немногим менее 30%, но для бизнесмена это кажется не таким большим отрывом.

За четверть века и половину собственной жизни в водочном бизнесе Тарико неоднократно доказал, что хватка у него – на зависть многим. Если этот человек намечал себе цель, то ни годы, ни экономические перемены в мире, ни силы его конкурентов не могли помешать достигнуть выполнения поставленной задачи.

У Рустама Тарико не было стремительных взлетов – был последовательный успех, где не было места и серьезным палениям. Сегодня он – водочный король России, но завтра он может стать водочным королем планеты, о чем сам заявляет.

Истоки огромных состояний

В конце 80-ых молодой студент Рустам Тарико устроился на работу в туристическую компанию Business Tour, принадлежавшую итальянским владельцам. Основной задачей парня было расселение гостей из Италии в гостиницах «Россия» и «Украина». Тарико быстро выучил итальянский, превратившись для туристов из этой страны в своеобразного проводника по России.

Предприимчивый студент пытался предлагать гостям идеи для заработка. Так, представителю компании Ferrero Rocher он предложил продажу за рубли «Киндер Сюрпризов». Ответная реакция была полностью лишена интереса, а фраза «возьми вон коробку – иди продавай» звучала так, будто Тарико отшивали. Но студент тут же эту коробку взял и продал в универмаг «Московский».

Теперь уже итальянцы проявили интерес к деятельной персоне молодого человека. И все же шоколадники свой шанс проморгали: пока они все еще тестировали своего потенциального партнера, представители Martini & Rossi сделали более веское предложение.

Предстоящая встреча, которая для Рустама Тарико станет началом его большого похода а мир торговли алкоголем, получила соответствующую подготовку. Юноша зарегистрировал компанию «Roust Inc.» и пошел ва-банк: попросил эксклюзивного контракта при условии, что всего за два месяца покажет выполнение годового плана по продажам. Первые машины с алкоголем Рустам разгружал сам, однако свои слова в итоге он подтвердил. И вот второй по объемам рынок продажи вермутов Martini – Россия – отдается на долгие годы на эксклюзив для «Roust Inc.».

Дальше было сотрудничество с United Distillers, владеющей правами на Johnnie Walker. Изначально эта компания не сильно была впечатлена возможностями Рустама Тарико и от эксклюзивного сотрудничества планировала отказаться. Бизнесмен пошел по старой схеме, предложив показать утроенный объем продаж напитка. И дал время на размышление: до конца дня. Когда вечером партнеры отправились в стрип-клуб, за несколько минут до полуночи Тарико напомнил об оговоренных сроках принятия решения и жестко сказал: «Ваше время истекает». Партнеры согласились.

И правильный маркетинг – на закуску

Никакая харизма не поможет успешно захватывать рынок алкоголя в России, если нет правильно маркетинговой концепции. Рустам Тарико это не просто знал – он это понял и использовал.

Безумные вечеринки, светские банкеты, тусовки – бизнесмен был способен задавать тон для финансовой элиты страны. Это именно благодаря ему богатые россияне открыли для себя Сардинию, где в отеле Cala di Volpe проходили самые пышные на всем острове торжества. Несложно догадаться, кто их организовывал. На одной из вечеринок, кстати, в бассейн прыгали голые модели и эпатажные гости в своих костюмах. Организация моделей была за Тарико, в то время как эпатажные гости относились к сфере ответственности известной модели Натальи Водяновой и ее супруга лорда Портмана.

Итог известен: алкогольные бренды, к которым имел отношение Тарико, стремительно набирали популярность. Знакомство с богатыми и известными давало толчок для продвижения своего банка, а банк отвечал возможностью привлечения собственных кредитных средств для крупных сделок. И этот процесс продолжается до сих пор.

Андрей Сливка