Крупный ритейл бытовой техники Украины – компания Эльдорадо – не соглашается идти на перемирие с Государственной инспекцией по вопросам защиты прав потребителей после недавнего конфликта. Подобная информация содержится в пресс-релизе самой компании на ее сайте и растиражирована рядом СМИ страны.
Пока трудно сказать, как отразится подобное заявление на происходящем, а также на судьбе главы Госпотребинспекции Сергея Орехова. Напомним, что изначально ведомство после проверок ряда магазинов, входящих в сеть «Эльдорадо», обвинило компанию в многочисленных нарушениях, включая торговлю несертифицированной контрабандной продукцией. Впрочем, с конкурентами «Эльдорадо» - компанией «Фокстрот. Техника для дома» и другими все прошло аналогично, не обошли стороной и более универсальную сеть «Эпицентр». На кону стояли штрафы до миллиарда гривен для отдельных сетей.
Валерий Маковецкий, владеющий компанией «Фокстрот», пообещал свернуть бизнес в Украине, если штрафные санкции вступят в силу. В то же время на сторону бизнесменов стали представители всемирной известных брендов, таких Delonghi, Indesit, LG, Bosch, Phillips, Sony реализующие через ритейлы свою продукцию более чем легально. Обвинения проверяющих стали рушиться, словно карточный домик, скандал начал набирать международные масштабы.
Добавило огоньку этой истории то, что Госпотребинспекция ссылалась именно на указанные выше бренды, якобы обратившиеся к проверяющим с информацией, что в Украину официально они ничего не завозят. Опровержение таких заявлений украинскими представительствами брендов звучало в весьма жесткой форме.
Представители торговых сетей уверены, что поводом для фантастических штрафных санкций стали расплывчатые формулировки закона, где дословно записано так: «маркировка должна быть нанесена на само изделие и/или на этикетку, тару, упаковку, эксплуатационную и сопровождающую товар документацию».
С учетом того, что маркировка не может быть нанесена ни в каком виде непосредственно на ряд товаров (например, на микрочипы, флеш-карты и т.п.), торговые сети трактовали пресловутое «и/или» как возможность использования просто «или». А вот проверяющие узрели в данном нюансе прекрасный повод для репрессивных санкций, настаивая на обязательности союза «и».
Штраф на миллиард – это повод торговаться за его снижение, где и для бюджета что-то останется, и за сокращение санкций проверяющие могут рассчитывать на щедрые бонусы. По крайней мере, ведомству Сергея Орехова так могло казаться. Что уж юлить: коррупция контролирующих органов была и остается на высоком уровне, а безмерное выжимание из бизнеса средств стало визитной карточкой украинского госаппарата в последние годы.
Однако государственный рэкет неожиданно для себя столкнулся с тем, что выжимать дальше уже не выходит: достигнута та точка, когда бизнесу все равно нечего терять. Ну а даже загнанный заяц – и тот способен, упав на спину, отбиваться и от орла. А владельцы крупнейших торговых сетей бытовой техники – далеко не зайцы.
Бизнес пошел в атаку, международные бренды подключились к происходящему, внимание СМИ совпало с повышенным вниманием Европы (да и всего мира) к происходящему в Украине мирному восстанию. Власть стала быстро искать пути отступления. Провластные депутаты Верховной Рады даже высказались за увольнение Сергея Орехова.
В то же время Госпотребинспекция пытается замять ситуация сама и предлагает ритейлам меморандум о взаимопонимании, надеясь на «мир по-тихому». В ответ «Эльдорадо», как мы уже говорил в самом начале, официально от такого подписания отказывается с более чем однозначным утверждением: «Действия главы Госпотребинспекции Украины Сергея Орехова мы считаем коррупционными и нарушающими действующее законодательство Украины».
Рубикон, похоже, перейден, а бизнес откровенно почувствовал вкус крови своих мучителей. Судьба Орехова становится предельно предсказуемой: его выгодно выставить крайним, а значит претендент на роль козла отпущения найден.
Государственной инспекцией по вопросам защиты прав потребителей предписано защищать потребителя от некачественного товара, в частности – от контрабанды и несертифицированных изделий. А теперь предоставим оценки крупнейших сетей по ситуации на рынке бытовой электротехники: 38% реализации таковой приходится на сами крупные сети, в то время как около 41,2% этих товаров попадают в страну по т.н. «серым схемам».
Если контролирующий орган так сильно бьет именно по легальным торговым сетям, то за кого играют проверяющие? Если цифры статистики, предоставленные ритейлами, в корне не верны (а это легко проверяется), то где альтернативные данные от ведомства?
Кстати, сейчас данный орган контроля переключился на Евромайдан: Госпотребинспекция уже официально сообщила, что для митингующих могут продавать «несертифицированные и опасные продукты питания». Через «Интерфакс» Сергей Орехов даже напомнил гражданам, что действие закона «О защите прав потребителей» не распространяется на те случаи, когда сделка была совершена на «стихийном рынке».
Андрей Сливка