Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Дефолт от Владислава Каськива, или поход за инвестициями через задний проход



Возглавляющий Государственное агентство по инвестициям в Украину Владислав Каськив заговорил о дефолте после того, как парламентарии страны не стали голосовать за увеличение затрат для ведомства чиновника.

«Как можно лишать страну 3 500 новых рабочих мест и более 1 миллиарда ранее перечисленных нам в виде инвестиций средств? Как можно это делать из-за политического популизма?» - сокрушался Каськив через пресс-службу Госинвестагентства.

Когда чиновники начинают столь громко говорить о дефолте, подрывая и без того шаткую экономическую парадигму в стране, можно смело утверждать о нестандартной ситуации, требующей в ней разобраться. И именно разобраться мы попытаемся.

Воздушный экспресс: между воздушным замком и Вавилонской башней

Уже само название подзаголовка указывает, что имеет место выбор без выбора. Однако здесь следует пояснить, что же вообще такое этот «Воздушный экспресс», почему его будущее – между статусом Вавилонской башни и воздушного замка и при чем он к заявлениям Владислава Каськива.

«Воздушный экспресс» - это проект установления прямого сообщения между Бориспольским аэропортом и железнодорожным вокзалом Киев-Пассажирский. Начало функционирования планировалось на середину 2014 года, а инвесторам обещали окупаемость за 8-10 лет. Разрабатывал и отвечал за проект именно Каськив со своем госагентством. Однако стоило кому-то копнуть подноготную проекта, как бесперспективность становилась предельно ясной.

Журналисты «Форбса» составили список из пяти пунктов, каждый из которых даже в одиночку указывал на катастрофические промахи. Судите сами.

1. Глобус Киевской области. По проектной документации из общей протяженности маршрута «Воздушного экспресса» в 37 км сразу 16 км припадают на участок от железной дороги Киев-Полтава до Борисполя. А по карте этот участок составляет... 5 км! И что? Возглавляемое Каськивом Госинвестагентство подобного пояснить не смогло, зато предоставило «до копейки просчитанные сметы расходов на строительство и обустройство 16 км дорожного сообщения». Вариантов произошедшего всего два: или проектную документацию готовили по дефективному глобусу Киевской области, или банально решили украсть «на 11 км», но не хватило мозгов сделать это более-менее сносно. Про «не хватило мозгов» мы еще поговорим позже: пусть формулировка звучит грубо, но употреблять ее у нас есть основания.

2. График и цена услуги. За 40-60 грн с регулярностью в 40-50 минут пассажиры будут иметь возможность курсировать между вокзалом и аэропортом благодаря «Воздушному экспрессу». Что именно здесь не так? Вообще-то, все.

В лондоском Хитроу график курсирования предусматривает 15 минут ожидания, в Москве «Аэроэкспресс» отправляется раз в полчаса. 40-50 минут – это непрактично и неудобно. И вот здесь свой гвоздь в гроб «Воздушного экспресса» вбивает цена: за 27 грн (практически в два раза дешевле, чем на «Воздушном экспрессе») комфортабельный автобус Sky Bus с частотой в 15-30 минут возит пассажиров сегодня. И перетянуть пассажиров на проект Госинвестагентства при действующих условиях можно лишь одним способом: взять – и убрать удобный действующий автобусный маршрут.

3. Пассажиропоток. В хвалебных одах «Воздушному экспрессу» указывалось: опыт пассажиропотока других стран указывает на коммерческую выгоду проекта. Хорошо, специально составили показательную таблицу, где в графе «Коэффициент» показано, во сколько раз пассажиропоток «типичных» аэропортов превышает пассажиропоток Борисполя:

Аэропорт Город, страна Пассажиропоток, млн. чел. Коэффициент
Хитроу Лондон, Англия 69,4 8,7
Им. Ш. де Голля Париж, Франция 61 7,6
Франфуркт Германия 56,4 7,1
Схипхоп Амстердам, Голландия 49,8 6,2
Мадрид-Барахас Испания 49,7 6,2
Мюнхен Германия 37,8 4,7
Им. Л. да Винчи Рим, Италия 37,7 4,7
Им. Ататюрка Стамбул, Турция 37,5 4,7
Барселона Испания 34,4 4,3
Гатвик Лондон, Англия 33,7 4,2
Борисполь Киев, Украина 8 -

Итак, разница настолько очевидно, что возникает вопрос: если при расчете окупаемости брали «среднеевропейский» показатель как базовый и считали, что «у нас столько же их будет», то где насобирать Борисполю людей под эти цифры?

4. Конкуренция. В аэропорту Москве, где пассажиропоток почти в 6 раз выше, чем в Киеве, дорожные пробки парализуют возможность спокойно добраться автотранспортом. Для Борисполя эта проблема практически не актуальна, кроме отдельных исключений. И без «Воздушного экспресса» уже итак полно удобных вариантов. Да еще и более дешевых.

5. Подвижной состав. Весь мир насмехается над историей с украинскими «Хьюндаями», которые ломаются намного чаще, чем работают. И здесь сразу у всех возник вопрос: кто будет поставщиком составов для «Воздушного экспресса»? Учитывая планы по запуску проекта во времени, ответ должны были сказать «еще вчера», но в ответ – тишина. Потом, дескать определимся. А в жизни так не бывает в столь масштабных проектах.

Так что пока мы видим фикцию, замешанную на профанации, и названную «Воздушным экспрессом».

Испанский лыжный инструктор и вопрос нехватки мозгов

Владислав Каськив в свое время анонсировал фантастический успех в переговорах с испанской компанией Gas Natural Fenosa, которая якобы выделяла 1 миллиард долларов на проект LNG-терминала для сжиженного газа, что серьезно било по амбициям России влиять на Киев.

2012 год заканчивался грандиозно громкой сделкой, где подписывали контракт с «представителем испанской компании» Хорди Сардой Бонвехи практически все первые лица страны. Владислав Каськив уже почти стал героем, но вдруг агентство Reuters заявило, что Бонехви – обычный лыжный инструктор, не имевший отношения к Gas Natural Fenosa вообще никакого. Испанская газовая компания высказала удивление фактом упоминания ее имени в связи с происходящим. Можно было бы ограничиться лаконичным термином «конфуз», но...

Москва, которой пытались данной сделкой щелкнуть по носу, не сдерживала эмоций: произошедшее по вине Каськива в Киеве демонстрировала полную безмозглость чиновника, когда простой встречный с улицы «заключал миллиардные контракты» непонятно как и каким образом. Худшей организации дела в таких масштабах мир, наверное, не знал.

И еще раз поясним, что же случилось: простой прохожий с улицы (испанец по национальности, что сути дела не изменит) предложил украинскому правительству миллиардный проект. Никто ничего не проверял, договоренность, видимо была такой:

- Добрый день. Миллиард надо? Инвестируем. Терминал построим.
- Классно, давайте!
- Ок, я серьезный босс серьезной компании, работаем!
- Хорошо, мужик, с нас шампанское, сейчас премьера и президента позовем, а телевизионщики снимать приедут!

Смешно? Не совсем. Но это правда.

Госинвестагентство как удар по логике

А чем вообще занимается Государственное агентство по инвестициям в Украину? Вроде бы все понятно – привлечением инвестиций. Если судить по направлению деятельности и названию, то так и хочется спросить: и насколько такое агентство выгодно? Ответ взорвет мозг любому думающему человеку...

Госинвестагентство пока только потребляет на свое содержание миллиарды гривен, давая на выходе то мегасделку с инструкторам по лыжам, то «Воздушный экспресс», в котором 5 км на карте превращаются в 16 км по проектной смете. На каждый доллар привлеченных инвестиций структура Владислава Каськива требует несколько тысяч гривен из бюджета. А ведь курс гривны к доллару – 8 к 1. И такая работа считается «результативной».

Экс-вице-премьер-министр Украины Борис Колесников по Владиславу Каськиву прошелся в своих сентябрьских интервью: «Он (Каськив) и собачью будку за свою жизнь не построил. А мы ему – такие проекты поручаем! Китайцам загнали под госгарантии уже 300 миллионов долларов – и что? «Воздушеного экспресса» нет, ничего не будет!»

И здесь мы затрагиваем еще одну тему – тему Китая.

Непонятные инвестиции

Агентство по Нацпроектам (названий у этой структуры предостаточно, кстати) действительно влезло в огромные долги перед China Export & Credit Insurance Corporation, еще и выплатив страховую премию. И все это – в рамках проекта «Воздушный экспресс». Проекта, который никогда не может быть реализован, как мы показали это выше. Под государственные гарантии.

Т.е. в поисках инвестиций структура Владислава Каськива не просто проела бюджетные миллиарды, но и вместо «инвестиций в Украину» из других стран создала инвестиции из Украины как минимум в Китай. Каково?

Владислав Каськив – а кто он такой?

Логичный вопрос, который теперь игнорировать нельзя совершенно. Человек, который распоряжается бюджетными миллиардами, отвечает за стратегическое направление и т.п., на самом деле – более чем странный для этой роли персонаж.

И дело не в том, что трудовая карьера Каськива начиналась с должности бармена. Дальше было интересней: в 2004 году именно этот человек возглавил одно из направлений «Поры» - гражданской организации, противостоявшей действующей власти.

Нюанс в том, что члены организации политсилой себя никогда не признавали и действовали на общественных началах. Владислав же успешно справлялся с грантами из-за рубежа, пользуясь бесплатной идейностью юных революционеров.

Злые языки поговаривали, что именно Каськив с членами своего близкого окружения занимались подбрасыванием разных неприятных вещиц (включая оружие) своим активистам с последующем звонком «в органы»: все это делалось столь демонстративно, чтобы все видели – да, подброшено, но думали на милицию и власть. Милиция же на подобное злилась. Между «Порой» и органами правопорядка искусственно устраивали стычки: так легче управлять своими.

После Помаранчевой революции Владислав Каськив идет в большую политику как фигура, приложившая усилия для недопущения к власти Виктора Януковича. Как только Янукович взял верх – именно Каськив стал первой т.н. «тушкой», переметнувшись в лагерь вчерашних оппонентов и получив за это серьезную и денежную должность.

Хотя, «в перерыве» еще была продажа депутатов Киевского городского совета от «Поры» скандальному мэру Леониду Черновецкому. Но это так – лирика.

Владислав Каськив сконцентрировал со своей командой усилия на Западной Украине, где теоретически может пройти зимняя Олимпиада 2022 года. Под эти планы за государственный счет там сейчас активно создаются новые инфраструктурные и туристические объекты, при чем земля «в нужных» местах гектарами (и почти всегда бесплатно) была поделена между «своими» заранее (огромные наделы получили от жен, детей, мам и пап «главных героев» до троюродной тети двоюродного дедушки старшего помощника младшего дворника из «команды Каськива»). Теперь эта земля стремительно дорожает, а ту ее часть, которую не удастся использовать с максимальной выгодой для себя, можно будет продать государству за сумасшедшие деньги по какой-то «инвестпрограмме стратегического значения».

Кстати, кто-то слышал про китайские планшеты «ZnayPad 9702» от компании-производителя Sencate? «Корявое» ПО, минимальное качество, однако цена – как у качественных планшетов Samsung. Ну, по крайней мере, именно по таким ценам (свыше 300 долларов за штуку при закупке партии в 1,5 миллиона планшетов) Государственное агентство по инвестициям в Украину попыталось закупить к 1 сентября «подарочки» для украинских школьников. Откровенное воровство властям страны пришлось игнорировать из последних сил: Владислава Каськива пока трогать нельзя...

Менеджмент – это управление, а у управления не всегда цели выражаются прямым финансовым результатом

Итак, мы имеем чиновника, который блистает чудовищной некомпетентностью, синонимом фамилии которого становятся понятия «воровство», «коррупция» и «безмозглость», которого презирают (и делают это откровенно) абсолютно все, но которого упорно не увольняют (не говоря уже про «посадить», «привлечь» и т.п.). Почему?

Дело в том, что Владислав Каськив – это больше знамя, чем человек. Каськив стал первым полноценным политическим ренегатом, сменившим позицию настолько радикально. Он стал знаком для многих ключевых противников Виктора Януковича, что «своих предателей мы уничтожим, а чужим дадим все». Это – классика управления по принципу «разделяй и властвуй», так что финансовыми результатами и бесконечными потерями приходится жертвовать. Цель – это укрепить свою власть. С этой точки зрения «знаковый предатель врагов» получает своего рода неприкосновенность: другие сильные враги должны видеть, как выгодно сдаваться. И не надо за такие подходы никого осуждать: управление знает «эффективно или неэффективно», а не «хорошо или плохо».

P.S. Теперь еще раз вернемся к угрозам дефолтом от Владислава Каськива. После всего описанного нами (а мы предоставили факты, оспаривать которые следует тоже лишь фактами) разговоры о «сорванных рабочих местах» выглядят беспокойством за свой карман да попыткой списать свои непрофессиональные действия на «политические происки врагов».

Ну а проблема сокращения инвестиций в Украину на фоне происходящего вообще предстает в специфическом свете: за политическое управление иногда приходится платить весьма дорогую в экономическом плане цену. Только управляют отдельные люди, а расплачивается целая страна.

Андрей Сливка