Возглавляющий Государственное агентство по инвестициям в Украину Владислав Каськив заговорил о дефолте после того, как парламентарии страны не стали голосовать за увеличение затрат для ведомства чиновника.
«Как можно лишать страну 3 500 новых рабочих мест и более 1 миллиарда ранее перечисленных нам в виде инвестиций средств? Как можно это делать из-за политического популизма?» - сокрушался Каськив через пресс-службу Госинвестагентства.
Когда чиновники начинают столь громко говорить о дефолте, подрывая и без того шаткую экономическую парадигму в стране, можно смело утверждать о нестандартной ситуации, требующей в ней разобраться. И именно разобраться мы попытаемся.
Уже само название подзаголовка указывает, что имеет место выбор без выбора. Однако здесь следует пояснить, что же вообще такое этот «Воздушный экспресс», почему его будущее – между статусом Вавилонской башни и воздушного замка и при чем он к заявлениям Владислава Каськива.
«Воздушный экспресс» - это проект установления прямого сообщения между Бориспольским аэропортом и железнодорожным вокзалом Киев-Пассажирский. Начало функционирования планировалось на середину 2014 года, а инвесторам обещали окупаемость за 8-10 лет. Разрабатывал и отвечал за проект именно Каськив со своем госагентством. Однако стоило кому-то копнуть подноготную проекта, как бесперспективность становилась предельно ясной.
Журналисты «Форбса» составили список из пяти пунктов, каждый из которых даже в одиночку указывал на катастрофические промахи. Судите сами.
1. Глобус Киевской области. По проектной документации из общей протяженности маршрута «Воздушного экспресса» в 37 км сразу 16 км припадают на участок от железной дороги Киев-Полтава до Борисполя. А по карте этот участок составляет... 5 км! И что? Возглавляемое Каськивом Госинвестагентство подобного пояснить не смогло, зато предоставило «до копейки просчитанные сметы расходов на строительство и обустройство 16 км дорожного сообщения». Вариантов произошедшего всего два: или проектную документацию готовили по дефективному глобусу Киевской области, или банально решили украсть «на 11 км», но не хватило мозгов сделать это более-менее сносно. Про «не хватило мозгов» мы еще поговорим позже: пусть формулировка звучит грубо, но употреблять ее у нас есть основания.
2. График и цена услуги. За 40-60 грн с регулярностью в 40-50 минут пассажиры будут иметь возможность курсировать между вокзалом и аэропортом благодаря «Воздушному экспрессу». Что именно здесь не так? Вообще-то, все.
В лондоском Хитроу график курсирования предусматривает 15 минут ожидания, в Москве «Аэроэкспресс» отправляется раз в полчаса. 40-50 минут – это непрактично и неудобно. И вот здесь свой гвоздь в гроб «Воздушного экспресса» вбивает цена: за 27 грн (практически в два раза дешевле, чем на «Воздушном экспрессе») комфортабельный автобус Sky Bus с частотой в 15-30 минут возит пассажиров сегодня. И перетянуть пассажиров на проект Госинвестагентства при действующих условиях можно лишь одним способом: взять – и убрать удобный действующий автобусный маршрут.
3. Пассажиропоток. В хвалебных одах «Воздушному экспрессу» указывалось: опыт пассажиропотока других стран указывает на коммерческую выгоду проекта. Хорошо, специально составили показательную таблицу, где в графе «Коэффициент» показано, во сколько раз пассажиропоток «типичных» аэропортов превышает пассажиропоток Борисполя:
Аэропорт | Город, страна | Пассажиропоток, млн. чел. | Коэффициент |
---|---|---|---|
Хитроу | Лондон, Англия | 69,4 | 8,7 |
Им. Ш. де Голля | Париж, Франция | 61 | 7,6 |
Франфуркт | Германия | 56,4 | 7,1 |
Схипхоп | Амстердам, Голландия | 49,8 | 6,2 |
Мадрид-Барахас | Испания | 49,7 | 6,2 |
Мюнхен | Германия | 37,8 | 4,7 |
Им. Л. да Винчи | Рим, Италия | 37,7 | 4,7 |
Им. Ататюрка | Стамбул, Турция | 37,5 | 4,7 |
Барселона | Испания | 34,4 | 4,3 |
Гатвик | Лондон, Англия | 33,7 | 4,2 |
Борисполь | Киев, Украина | 8 | - |
Итак, разница настолько очевидно, что возникает вопрос: если при расчете окупаемости брали «среднеевропейский» показатель как базовый и считали, что «у нас столько же их будет», то где насобирать Борисполю людей под эти цифры?
4. Конкуренция. В аэропорту Москве, где пассажиропоток почти в 6 раз выше, чем в Киеве, дорожные пробки парализуют возможность спокойно добраться автотранспортом. Для Борисполя эта проблема практически не актуальна, кроме отдельных исключений. И без «Воздушного экспресса» уже итак полно удобных вариантов. Да еще и более дешевых.
5. Подвижной состав. Весь мир насмехается над историей с украинскими «Хьюндаями», которые ломаются намного чаще, чем работают. И здесь сразу у всех возник вопрос: кто будет поставщиком составов для «Воздушного экспресса»? Учитывая планы по запуску проекта во времени, ответ должны были сказать «еще вчера», но в ответ – тишина. Потом, дескать определимся. А в жизни так не бывает в столь масштабных проектах.
Так что пока мы видим фикцию, замешанную на профанации, и названную «Воздушным экспрессом».
Владислав Каськив в свое время анонсировал фантастический успех в переговорах с испанской компанией Gas Natural Fenosa, которая якобы выделяла 1 миллиард долларов на проект LNG-терминала для сжиженного газа, что серьезно било по амбициям России влиять на Киев.
2012 год заканчивался грандиозно громкой сделкой, где подписывали контракт с «представителем испанской компании» Хорди Сардой Бонвехи практически все первые лица страны. Владислав Каськив уже почти стал героем, но вдруг агентство Reuters заявило, что Бонехви – обычный лыжный инструктор, не имевший отношения к Gas Natural Fenosa вообще никакого. Испанская газовая компания высказала удивление фактом упоминания ее имени в связи с происходящим. Можно было бы ограничиться лаконичным термином «конфуз», но...
Москва, которой пытались данной сделкой щелкнуть по носу, не сдерживала эмоций: произошедшее по вине Каськива в Киеве демонстрировала полную безмозглость чиновника, когда простой встречный с улицы «заключал миллиардные контракты» непонятно как и каким образом. Худшей организации дела в таких масштабах мир, наверное, не знал.
И еще раз поясним, что же случилось: простой прохожий с улицы (испанец по национальности, что сути дела не изменит) предложил украинскому правительству миллиардный проект. Никто ничего не проверял, договоренность, видимо была такой:
- Добрый день. Миллиард надо? Инвестируем. Терминал построим.
- Классно, давайте!
- Ок, я серьезный босс серьезной компании, работаем!
- Хорошо, мужик, с нас шампанское, сейчас премьера и президента позовем, а телевизионщики снимать приедут!
Смешно? Не совсем. Но это правда.
А чем вообще занимается Государственное агентство по инвестициям в Украину? Вроде бы все понятно – привлечением инвестиций. Если судить по направлению деятельности и названию, то так и хочется спросить: и насколько такое агентство выгодно? Ответ взорвет мозг любому думающему человеку...
Госинвестагентство пока только потребляет на свое содержание миллиарды гривен, давая на выходе то мегасделку с инструкторам по лыжам, то «Воздушный экспресс», в котором 5 км на карте превращаются в 16 км по проектной смете. На каждый доллар привлеченных инвестиций структура Владислава Каськива требует несколько тысяч гривен из бюджета. А ведь курс гривны к доллару – 8 к 1. И такая работа считается «результативной».
Экс-вице-премьер-министр Украины Борис Колесников по Владиславу Каськиву прошелся в своих сентябрьских интервью: «Он (Каськив) и собачью будку за свою жизнь не построил. А мы ему – такие проекты поручаем! Китайцам загнали под госгарантии уже 300 миллионов долларов – и что? «Воздушеного экспресса» нет, ничего не будет!»
И здесь мы затрагиваем еще одну тему – тему Китая.
Агентство по Нацпроектам (названий у этой структуры предостаточно, кстати) действительно влезло в огромные долги перед China Export & Credit Insurance Corporation, еще и выплатив страховую премию. И все это – в рамках проекта «Воздушный экспресс». Проекта, который никогда не может быть реализован, как мы показали это выше. Под государственные гарантии.
Т.е. в поисках инвестиций структура Владислава Каськива не просто проела бюджетные миллиарды, но и вместо «инвестиций в Украину» из других стран создала инвестиции из Украины как минимум в Китай. Каково?
Логичный вопрос, который теперь игнорировать нельзя совершенно. Человек, который распоряжается бюджетными миллиардами, отвечает за стратегическое направление и т.п., на самом деле – более чем странный для этой роли персонаж.
И дело не в том, что трудовая карьера Каськива начиналась с должности бармена. Дальше было интересней: в 2004 году именно этот человек возглавил одно из направлений «Поры» - гражданской организации, противостоявшей действующей власти.
Нюанс в том, что члены организации политсилой себя никогда не признавали и действовали на общественных началах. Владислав же успешно справлялся с грантами из-за рубежа, пользуясь бесплатной идейностью юных революционеров.
Злые языки поговаривали, что именно Каськив с членами своего близкого окружения занимались подбрасыванием разных неприятных вещиц (включая оружие) своим активистам с последующем звонком «в органы»: все это делалось столь демонстративно, чтобы все видели – да, подброшено, но думали на милицию и власть. Милиция же на подобное злилась. Между «Порой» и органами правопорядка искусственно устраивали стычки: так легче управлять своими.
После Помаранчевой революции Владислав Каськив идет в большую политику как фигура, приложившая усилия для недопущения к власти Виктора Януковича. Как только Янукович взял верх – именно Каськив стал первой т.н. «тушкой», переметнувшись в лагерь вчерашних оппонентов и получив за это серьезную и денежную должность.
Хотя, «в перерыве» еще была продажа депутатов Киевского городского совета от «Поры» скандальному мэру Леониду Черновецкому. Но это так – лирика.
Владислав Каськив сконцентрировал со своей командой усилия на Западной Украине, где теоретически может пройти зимняя Олимпиада 2022 года. Под эти планы за государственный счет там сейчас активно создаются новые инфраструктурные и туристические объекты, при чем земля «в нужных» местах гектарами (и почти всегда бесплатно) была поделена между «своими» заранее (огромные наделы получили от жен, детей, мам и пап «главных героев» до троюродной тети двоюродного дедушки старшего помощника младшего дворника из «команды Каськива»). Теперь эта земля стремительно дорожает, а ту ее часть, которую не удастся использовать с максимальной выгодой для себя, можно будет продать государству за сумасшедшие деньги по какой-то «инвестпрограмме стратегического значения».
Кстати, кто-то слышал про китайские планшеты «ZnayPad 9702» от компании-производителя Sencate? «Корявое» ПО, минимальное качество, однако цена – как у качественных планшетов Samsung. Ну, по крайней мере, именно по таким ценам (свыше 300 долларов за штуку при закупке партии в 1,5 миллиона планшетов) Государственное агентство по инвестициям в Украину попыталось закупить к 1 сентября «подарочки» для украинских школьников. Откровенное воровство властям страны пришлось игнорировать из последних сил: Владислава Каськива пока трогать нельзя...
Итак, мы имеем чиновника, который блистает чудовищной некомпетентностью, синонимом фамилии которого становятся понятия «воровство», «коррупция» и «безмозглость», которого презирают (и делают это откровенно) абсолютно все, но которого упорно не увольняют (не говоря уже про «посадить», «привлечь» и т.п.). Почему?
Дело в том, что Владислав Каськив – это больше знамя, чем человек. Каськив стал первым полноценным политическим ренегатом, сменившим позицию настолько радикально. Он стал знаком для многих ключевых противников Виктора Януковича, что «своих предателей мы уничтожим, а чужим дадим все». Это – классика управления по принципу «разделяй и властвуй», так что финансовыми результатами и бесконечными потерями приходится жертвовать. Цель – это укрепить свою власть. С этой точки зрения «знаковый предатель врагов» получает своего рода неприкосновенность: другие сильные враги должны видеть, как выгодно сдаваться. И не надо за такие подходы никого осуждать: управление знает «эффективно или неэффективно», а не «хорошо или плохо».
P.S. Теперь еще раз вернемся к угрозам дефолтом от Владислава Каськива. После всего описанного нами (а мы предоставили факты, оспаривать которые следует тоже лишь фактами) разговоры о «сорванных рабочих местах» выглядят беспокойством за свой карман да попыткой списать свои непрофессиональные действия на «политические происки врагов».
Ну а проблема сокращения инвестиций в Украину на фоне происходящего вообще предстает в специфическом свете: за политическое управление иногда приходится платить весьма дорогую в экономическом плане цену. Только управляют отдельные люди, а расплачивается целая страна.
Андрей Сливка