В автомобильной индустрии с брендами все происходит точно так, как и в других сферах бизнеса: гремевшее еще вчера название уже завтра может отправиться на свалку истории, окунувшись в забытье. Бывают и такие случаи (отнюдь не уникальные), когда один и тот же бренд умирает дважды. Но бывает и так, что исчезнувшее название прошлых лет возвращается не то как ретро, не то как нечто совсем новое. И возвращается удачно.
Сейчас Россия может стать местом возрождения бренда Datsun – японского автомобиля, доказавшего 30 лет назад способность страны Восходящего Солнца выпускать серийный спорткар (тогда это казалось почти нонсенсом). Спустя три десятка лет после заката звезды Datsun автобренд возвращается в качестве бюджетной версии автомобилей для рынка развивающихся стран. Альянс Renault-Nissan нацелен на серьезную работу и его маркетологи мало сомневаются, что успех будет. Именно этот альянс владеет правами на возрождающуюся марку.
Бренд Maybach впервые появился на автомобильном рынке планеты в далеком 1909 году. Где-то ко Второй мировой войне на нем был аккуратно поставлен крест, однако владелец бренда – немецкий концерн Mercedes-Benz – решил вернуть себе данную позицию класса люкс. Цель была читаемой: хотелось иметь реального конкурента для автомобилей Rolls-Royce и Bentley. На базе седана Mercedes-Benz S-Class были выпущены сразу две модели, презентованные на автосалоне в Токио в 1997 году. Однако за целое следующее десятилетие продажи затронули всего 3000 машин, при этом спрос явно падал, и последние годы концерн чуть ли не поштучно вынужден был собирать свои люкс-авто. Как результат – Maybach уходит в небытие обратно, оставив пространство классическому Mercedes S-Class.
Еще один бренд, который, возможно, увидит третью попытку рестарта – это De Tomaso. Итальянский концерн успешно запустил спорткар Pantera, продавая его со второй половины прошлого века. Но концерн Ford в один момент отказался от поставки двигателей, после чего выпуск авто фактически прекратился.
Вторая попытка возродить марку De Tomaso была предпринята в 2009 году одним из бывших руководителей концерна Fiat, которого звали Жан-Марио Россиньоло. Спустя 2 года на Женевском автосалоне прошла презентация кроссовера De Tomaso Deauville. Китайские инвесторы пообещали финансы в нужном объеме, но вскоре вышли из сделки. Сейчас здесь все замерло, работа над авто завершилась на старте и бренд снова скорее мертв, чем жив. На этом фоне ведутся разговоры, что новым инвестором может стать итальянская компания ATS. Правда, пока это – не больше, чем слухи.
Двигаемся дальше. «Шведская авиационная компания» с 1949 года начала выпускать автомобили, известные нам как Saab. В 70-ые годы был фактически пик продаж, а в 90-ых годах американский концерн General Motors взяла под контроль шведского автопроизводителя. Для последних проблемы с этого момента и начались: в GM оказались недовольны объемами продаж авто под маркой Saab, концерн было решено продать. Череда покупателей позитива в дела не вносила, перепродажа компании превратилась в процесс на годы.
Сейчас перезапуск модельного ряда начат, но итоги его предсказывать преждевременно. Скажем лишь только, что взят прицел на нишу в цене свыше 40 тысяч долларов, где должна быть составлена конкуренция спортседану BMW 3-Series.
Из удачных примеров рестарта автобренда выделить следует марку Mini, успех которой длился с 1960 по 2000 годы. На заре своей эпохи Mini считался британским культурным символом, пока в начале этого века продажи не свелись на «нет».
Сейчас же ситикар Mini Cooper крайне популярен во всем мире, хотя путь к успеху был начат еще до большого падения 2000-ых. В 1990-ых годах данная марка перешла в собственность концерна BMW, который получил свой «товар» на фазе спада. Спад дошел до критической точки, но после начался подъем, завершившийся успехом.
Дважды падал в пропасть обнуления продаж бренд Bugatti, первая «золотая эпоха» которого датируется периодом 1909 - 1950-ых годов. Потом в 80-ых годах началось «большое восстановление»: спорткар EB110, выпущенный с помощью инвесторов из Италии, ярко начал, но… Но финансовые проблемы обрушили перспективное начинание.
Еще спустя 10 лет немецкий концерн Volkswagen берет Bugatti под свое крыло. Новое восстановление начинается именно с этого: спорткар Veyron со своей мощностью в 1000 «лошадок» популярен и сегодня, поводов для пессимизма пока нет совершенно.
Итак, вернемся к бренду Datsun. Главной причиной краха восстанавливающихся проектов почти всегда являлся дефицит финансирования. Французско-японское объединение в лице Renault-Nissan финансами располагает достаточными, кроме того, Россия как страна производства гарантировано поможет выжить новому детищу здесь. Если будет успех, то у правительства появится шанс компенсировать неудачи от АвтоВАЗа.
В это же время российский рынок для качественного авто – рай. Пошлины делают ввозимые автомобили более дорогими, хотя они и остаются привлекательнее популярной числом «Лады Калины». Так что спрос есть – важно к нему подойти с нужным предложением.
Причины, по которым Datsun может провалиться, даже представить сложно. Если не случится форс-мажор, то помешать успеху вряд ли удастся всем остальным факторам.
Андрей Сливка