Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Корпоративный менеджмент в мире библиотек: тенденции и перспективы развития

Автор(ы): Верзилов В. И.

Формирование корпоративного менеджмента в библиотечном деле обусловлено развитием информационных технологий, прогрессом телекоммуникационных средств, появлением Интернет. Практически все центральные библиотеки субъектов Российской Федерации автоматизированы, имеют локальные вычислительные сети и подключены к международной электронной сети Интернет. Все библиотеки формируют собственные информационные ресурсы в виде электронных каталогов, полнотекстовых коллекций, различных тематических и мультимедийных баз данных. В совокупности объем электронных ресурсов библиотек составляет на сегодня уже более 10 млн. записей. В связи с этим на повестку дня встала задача формирования единого информационного пространства для эффективного использования всех этих огромных и уникальных ресурсов, предоставления к ним удаленного, распределенного доступа читателей и других пользователей.

На управленческом уровне эта сложная и многоаспектная задача, требующая четкой координации деятельности и разработки стратегических направлений взаимодействия библиотек, решается путем создания библиотечных корпораций России.

Первые попытки создания региональных объединений были сделаны в ряде крупных городов России, включая Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. Однако массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках объявленного в 1999 г. конкурса «Российские корпоративные библиотечные системы» и программы ИОО «Автоматизация библиотек», являвшейся составной частью мегапроекта «Пушкинская библиотека».

Безусловные успехи в создании, деятельности и развитии РКБИС в то же время порождают целый ряд проблем управленческого характера. Среди них наиболее актуальными являются:

  • разработка организационной структуры и технологических принципов построения корпорации;
  • установление степени ответственности участников в решении задач корпоративного сообщества;
  • создание соответствующей ресурсной базы в области обеспечения программноаппаратными средствами;
  • развитие профессиональной подготовки персонала в области владения современными информационными технологиями;
  • обучение руководителей и специалистов дополнительным функциям, связанным с деятельностью корпорации.

Концептуальным базисом решения проблем формирования и развития корпоративных библиотечных систем в современных условиях выступает корпоративный менеджмент, главная цель которого — обеспечение эффективной деятельности корпорации. В его основе лежит система правил корпоративного поведения, определяемых: законодательными нормами и кодексом корпоративного управления; а также корпоративными стандартами управления. Термином «корпоративный менеджмент» обозначается профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации, направленное на достижение целей путем рационального использования ресурсов.

1
  2