Автор(ы): Кальченко Л.А.
Постановка проблемы. Основной проблемой общественного развития в современном мире является проблема лидерства – поиска и выдвижения на ключевые должности новых людей, которые способны преобразовать государство в лучшую сторону в целом и улучшить жизнь каждого человека.
Проблема лидерства на предприятиях Украины относится к числу наиболее актуальных, в условиях развития украинской государственности и гражданского общества. До недавнего времени в обществе и науке провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Следовательно, роль лидера является вторичной, т.е. в социалистическом обществе он должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.
Изучению проблемы лидерства посвящены труды ряда отечественных и зарубежных ученых, среди них: Д. Катцев, Р. Кан, Э. Богардус, Н. Макиавелли, Моска, Паретто, Аристотель, М. Вебер, М. Мескон и др., но, не смотря на это потребность в изучении феномена – "лидер" – очевидна в условиях рыночной экономики Украины.
Проблемы лидерства, исследуются в рамках научно-исследовательской работы кафедры маркетинга и менеджмента Крымской академии природоохранного и курортного строительства.
Целью данной работы является выявление проблемы лидерства на предприятиях Украины.
Понятие лидерства так же старо, как и человеческое общество. С развитием цивилизации оно приняло не только индивидуально – личностную, но и коллективную форму. В общественной жизни лидерство существует в больших и малых группах, организациях, во всех сферах общественной жизни: экономике, культуре и т.д.
Лидерство как социальное явление многогранно. Ведь смело можно утверждать: там где сложилась та или другая человеческая общность, должны обязательно появиться лидеры. Проблема лидерства оказалась твердым орешком для многих ученых и практиков, даже сейчас в современной науке нет однозначного термина "феномен" лидерства, потому что, каждый исследователь трактует по своему это определение. Одни определяют лидерство как "влияние", другие – как "управление", третьи – как "принятие решений", а четвертые признают лидера только как "новатора", то есть того кто "ведет вперед".
Обобщая весь понятийный аппарат можно сделать вывод, что лидерство - это способность одного человека влиять на группу людей или общность для достижения каких-либо целей. Которые могут совпадать с целью деятельности предприятия или же не совпадать и нести личностный характер или личную выгоду: социально – полезный или социально – опасный. Существует множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на людей и вести их за собой.
В свою очередь, М. Вебер руководителей делил на три типа: традиционные, харизматические, легальные – в зависимости от того, на чем основывались их претензии на власть (авторитет).
По его мнению, характерные черты каждого из трех типов заключается в следующем:
Здесь же М. Вебер, отличает, что теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие свойства лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Применяется три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:
Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако, только в период между 1930 и 1950 гг. было уделено должное внимание изучению лидерства на фундаментальной основе. Эти исследования ставили перед собой цель выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором личных качеств. Некоторые из этих качеств – это уровень интеллекта и знания. Впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
Существует мнение, что лидерство – это авторитетная и высоко профессиональная работа с людьми. Можно владеть всеми навыками и способностями, иметь огромный опыт, но если человек не выполняет на практике роль лидера, то он, по своей сути исполнитель.
1 | → | |
2 |