Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА – НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Автор(ы): Кальченко Л.А.

Американский социолог Э. Богардус считал, что самыми важными чертами, которые необходимы лидеру, является чувство юмора, такт, способность привлечь к себе внимание. Лидера, считал он, выделяют из окружающих его людей "энергия, разум и характер".

По его мнению, ключевыми чертами лидера являются:

  • энтузиазм – эта черта подразумевает оптимизм и надежду. Еще не один пессимист не становился крупным лидером. Для пессимиста любые возможности полны трудностей, оптимист же в каждом препятствии видит открывающиеся возможности. Лидер всегда мыслит позитивно;
  • надежность – лидер честен и открыт во всех своих делах и отношениях. Лидер должен быть достоин доверия тех, кто следует. Он должен быть глубоко порядочным человеком;
  • дисциплинированность – способность вести за собой других, и самому учиться подчиняться приказам. Человек с задатками лидера будет работать, когда другие попусту тратят время, будет учиться, когда остальные спят;
  • уверенность – если лидер не верит в себя, никто в него не поверит;
  • мужество – самый мужественный человек тот, кто больше всех боится;
  • чувство юмора. Иначе говоря, способность подмечать смешные или странные стороны жизни;
  • верность, то есть постоянство, стойкость и преданность делу;
  • должен быть доступен любому работнику;
  • глубоко вовлечен в процесс управления персоналом.

Если бы все эти черты явно выражены в полном объеме, то можно утверждать, что люди могли бы научиться целенаправленно развивать и воспитывать их в себе. Без глубокого знания жизненных проблем, интересов различных групп людей, общественного мнения трудно претендовать на роль лидера.

Положение лидера вынуждает его быть очень педантичным в повседневной жизни и требовательным к себе, ибо его дела, поступки, поведение постоянно на виду и более строго оцениваются людьми, а от этого во многом зависит успех или поражения коллектива, в котором он работает.

Результаты проведенного опроса европейских компаний (1500 менеджеров), показали, что к наиболее важным лидерским качествам руководителя относят:

  • способность формировать эффективную команду (96%);
  • прислушиваться к мнению коллег и подчиненных (93%);
  • принимать самостоятельные решения (87%);
  • вовлекать других в осуществление решений (86%).

Следовательно, современному лидеру присущи: способность адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс; способность постоянно выдвигать новые идеи или комбинировать и совершенствовать их. От лидера требуется, что бы он не просто "аккумулировал" интересы масс и адаптироваться к ним, а по - новаторски осмысливал их, развивал и корректировал.

Должна быть высокая информированность лидера. Информация дает представление в первую очередь о состоянии и ожидании различных групп. Необходимое качество лидера – лексикон, который должен быть профессиональным и чувство времени, потому, что в прошлом веке важной чертой лидера считалась его способность чувствовать время. Выражалось это простой формулой: "Точность – вежливость королей".

Сегодня все по-другому, лидерство и лидеры – сфера деликатная и тонкая, так как переплетается с политическим лидерством. В ней легко нарушить меру, потерпеть неудачу, даже впасть в крайности, – при этом чрезмерно преувеличивать роль лидера, его возможности и способности. Здесь многое зависит от непосредственного окружения, "команды", помощников, советников, экспертов, консультантов и других. Естественно, каждый должен и имеет право занимать свое место, не поддаваясь искушениям власти.

Сегодня лидер – это не просто формальный руководитель он одновременно стратег, тренер и наставник. Лидер не должен участвовать в каждом решении, принимаемом командой. Он верит в ее компетентность; в то что его подчиненные обладают соответствующим уровнем знаний и умений, чтобы принимать оптимальные решения. Сегодня высшее руководство делегирует полномочия на самые низкие уровни организационной иерархии, что позволяет командам профессионалов в полной мере осознать цели своей работы, дает им истинное ощущение сопричастности к делу и, следовательно, ответственности за его успех.

В настоящее время проблемы лидерства обострились в связи с усилением соперничества и борьбы. Необузданные амбиции, притязания, популизм могут принести значительный вред. Большое значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. Но самая главная проблема, чтобы цели лидера совпадали с целями общества и команды.

Лидерство на предприятиях можно использовать, как инструмент по выявлению резерва руководящего персонала и разработки стратегии кадровой политики.

2
1