Автор(ы): Бородин А.И.
Изначальное понятие «стратегия» взято из военного лексикона, где под стратегией подразумевалось планирование и проведение в жизнь политики или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств. Позднее понятие стратегии появилось в теории игр. На определенном этапе экономического развития понятие «стратегия» подразумевало политику, или деловую политику. Начиная с 30-х и до середины 70-х гг. под стратегией подразумевалось управление ресурсами с целью снижения издержек производства на единицу продукции. Это объяснялось невысоким уровнем конкурентной борьбы.
После второй мировой войны в условиях избыточного спроса преобладала ориентация на «портфельную» стратегию, суть которой заключалась в выборе объектов, получающие инвестиции.
Ускорение темпов экономического развития в 1950–1960 гг. заставило уделить внимание внешним факторам, а также разработке направлений развития и прогнозирования благоприятных возможностей в будущем. Началась так называемая эпоха перспективных планов. Энергетический кризис 1970 г. открыл для компаний новую эру – эру риска и непредсказуемости. Задачей стратегического управления становится понимание новой рыночной ситуации, позволяющей компании прогнозировать ее изменения и правильно на них реагировать. В табл. 1. проиллюстрирована эволюция стратегии и методов управления.
На современном этапе выделяются два направления развития стратегического управления.
Таблица 1. Эволюция стратегии и методов управления
Характеристики | Финансовое планирование | Перспективное планирование | Стратегическое планирование | Стратегический рыночный менеджмент |
Задачи менеджмента | Бюджет и управление | Предвидение изменений рынка | Реакция на внешние перемены | Использование стратегических окон |
Предположения | Долгосрочная стабильность | Сохранение существующих тенденций | Прогнозируемость новых тенденций и внезапных событий | Многие изменения внезапны и непредсказуемы |
Цели | Исполнение бюджета | Прогнозирование будущего | Стратегическое мышление | Использование изменений для создания благоприятных возможностей |
Планирование | Годовое | На пятилетний период с ежегодными корректировками | Ежегодные корректировки | В режиме реального времени |
Период популярности | Конец 1950-х гг. | 1960-е гг. | 1970-е гг. | Начало 1980-х гг. |
Первое, называемое «регулярным стратегическим направлением», представляет собой дальнейшее логическое продолжение стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. Это направление наиболее распространено в силу того, что достаточно разработано.
Второе направление развития стратегического управления называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. В рассматриваемом случае изменения так непредсказуемы и требуют немедленной адекватной реакции, что предприятию просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. То есть предприятие вынуждено параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникающих стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.
← | 2 | → |
1 | 3 4 |