Автор(ы): Э. А. Диваева, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы» Института экономики и предпринимательства
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
В практическом плане формирование РИС предполагает создание соответствующей инфраструктуры: НИИ, КБ, внедренческих организаций, опытно- экспериментальной базы и др. Для любого региона решение такой задачи в полном объеме без соответствующей поддержки федеральных органов власти, без центрального финансирования и в целом без государственной поддержки становится непосильным.
Таким образом, инновационный потенциал, особенно в двух измерениях, в рамках двух подходов к его характеристике представляется категорией федерального масштаба. Это накладывает определенный отпечаток на подходы к формированию РИС и других инновационных систем, на принятие конкретных административно-управленческих решений. Учитывая особую важность таких решений, требующих привлечения для формирования инновационных систем колоссальных людских, материально-технических, интеллектуальных и финансовых ресурсов, проблема формирования РИС в регионах уже не представляется однозначной и вызывает ряд достаточно серьезных вопросов.
Здесь сталкиваются разнонаправленные стремления: с одной стороны, поиск путей обеспечения инновационности экономики (в данном случае путем формирования в регионах инновационных систем - РИС), с другой - стремление к экономному использованию ресурсов для достижения поставленной цели - инновационного развития экономики.
Необходимость сочетания этих стремлений ставит ряд вопросов, к основным из которых могут быть отнесены следующие:
В этой связи отметим, что объективные предпосылки для формирования региональных инновационных систем могут быть выявлены лишь на основе комплексного анализа ситуации в конкретном регионе. При этом должны быть учтены сложившаяся отраслевая структура народного хозяйства, уровень развития промышленного производства, наукоемкость продукции, степень научного обеспечения инновационных разработок и др.
Когда решается вопрос о необходимости формирования инновационной системы в конкретном регионе, то дополнительно следует учесть ввод в производство наукоемкой продукции, намечаемую модернизацию отраслей в регионе, планируемую реализацию прогрессивных технологических процессов, то есть все то, что требует наличия определенного уровня научно-технической поддержки.
Последняя может быть осуществлена квалифицированно в рамках научно- технического комплекса или региональной инновационной системы. В связи с этим особую важность приобретает вопрос: при каком уровне инновационного потенциала может быть создана РИС? Этот вопрос представляет интерес и в методико- методологическом, и в практическом плане.
Такая постановка вопроса в методическом плане предполагает наличие минимальных характеристик инновационного потенциала, при которых может быть сформирована и имеет возможность эффективно функционировать РИС.
Особую роль играет минимальное значение инновационного потенциала, ведь он связан с образованием новых РИС, требующих иного подхода по сравнению с функционирующими РИС или региональными научно-техническими комплексами.
В этой связи представляется целесообразной постановка вопроса о «критической массе» инновационного потенциала, при которой наступает уверенность в возможности создания инновационной системы в регионе и которая необходима для принятия управленческих решений.
Как определить эту «критическую массу» инновационного потенциала? В современных условиях в связи с неравномерностью социально-экономического развития регионы РФ характеризуются разным уровнем инновационных возможностей. Учитывая такую неравномерность, априори можно сказать, что для многих регионов «критическая масса» инновационного потенциала может оказаться недосягаемой.
Но ситуация в настоящее время такова, что в каждом регионе должно быть обеспечено инновационное развитие экономики. В этой связи поиск выхода из создавшегося положения может идти в двух направлениях:
а) группировка регионов по степени готовности к инновационной деятельности в соответствии с их инновационными возможностями. Другими словами, целесообразно формирование в ряде регионов РИС с «усеченными» возможностями, предполагающими выполнение не всех этапов инновационного процессов, а лишь некоторых из них. Тогда возникает необходимость в классификации регионов, например, по уровню развития РИС, в частности, по уровню инновационного потенциала, по степени готовности к выполнению инновационного цикла.
По этому параметру РИС регионов можно было бы подразделить на три подгруппы: РИС с полным циклом; РИС с преобладанием процессов производства знаний; РИС с преобладанием подсистем распространения, использования знаний и реализации их результатов.
б) создание межрегиональной инновационной системы (МИС).
Как подход (а), так и подход (б) предполагают изменения в самой концепции формирования РИС. Все это требует специального исследования с учетом сложившейся в регионах инновационной обстановки.
В любом случае, учитывая важность инновационного потенциала, его двойственность и необходимость достижения определенной его «критической массы», а также неравномерность социально-экономического развития регионов, необходим комплексный подход, во-первых, к формированию самой методологии исследования инновационного потенциала, во-вторых, к анализу особенностей конкретных методических подходов, применяемых в регионах, и их обоснованности, в-третьих. к определению возможностей совершенствования методолого-методической базы оценки инновационного потенциала как основной составляющей РИС и как важнейшего объекта управления.
Литература
← | 2 | |
1 |