Автор(ы): Багаев Герольд Васильевич, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Начало болезни (анамнез финансового кризиса). Российская экономика в последние годы быстро интегрировалась в мировую финансовую систему. Так, на конец 2007 года внешние обязательства российских резидентов составили 82 % внутреннего валового продукта (ВВП) России против 68 % на начало 2005 года. За 2005-2007 гг. отечественные банки и компании привлекли почти 300 синдицированных кредитов общим объемом более 145 млрд дол. США. За те же годы российские эмитенты разместили свыше 200 выпусков еврооблигаций на общую номинальную сумму более 70 млрд дол. США.
Масштабный приток иностранного капитала во многом способствовал развитию российского финансового сектора, в частности, фондового рынка. К середине 2007 года основные индексы котировок российских акций более чем в три раза превышали их уровень на начало 2005 года. По этой и другим причинам зарубежные кредиты брались зачастую под залог пакетов дорожающих акций отечественных компаний и банков. В бюджеты ведущих российских корпораций в 2008 году было заложено, как минимум, 125 млрд дол. США иностранных ресурсов, что связано с серьезным внутренним недофинансированием российской экономики (примерно на 1/6 от всех банковских активов). Подобное развитие событий неминуемо привело к росту зависимости финансового рынка России от внешних шоков и как следствие - к импорту внешнего кризиса.
Между тем устойчивость самого большого в мире финансового рынка - американского, начиная с 1995 года, постоянно падала. Этому способствовали решения Конгресса США о снижении требований к стандартам выдачи ипотечных кредитов и расширение, начиная с 2000 года, перечня операций, которыми было разрешено заниматься коммерческим банкам: они тогда получили право заниматься инвестициями, страхованием, созданием финансовых компаний и иными видами деятельности. Совокупное действие таких вольностей привело к созданию в США гигантского «финансового пузыря», практически вышедшего из-под контроля федеральных органов власти.
Если за 2004 год объемы «упрощенной» ипотеки составили 35 млрд дол. США или 5 % от общего объема ипотечного рынка страны, то уже в 2006 году этот сектор разросся до 600 млрд дол. США или за два года вырос в 17 раз! К маю 2008 года доля просроченных закладных по ипотечным кредитам превысила четверть совокупного рыночного объема этих инструментов. Ипотечный рынок стал сверхрисковым и фактически парализовал активность и доверие как покупателей жилья, так и продавцов.
В итоге две крупнейшие в США ипотечные компании - Fannie Mae и Freddie Mac оказались банкротами. Их национализация обошлась Вашингтону в 200 млрд дол. США, но это была вынужденная мера: если бы не срочная национализация двух «столпов», весь ипотечный рынок США рухнул бы немедленно. Сразу же вслед за этим стали банкротами связанные с ипотечными операциями крупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers и самая большая страховая группа мира AIG, что вызвало настоящую панику на большинстве финансовых рынков мира. Самым печальным итогом стала утрата доверия корпораций и физических лиц в надежность крупнейшей опоры американского капитализма - банковской системы США.
Панические настроения довольно быстро «привезли» кризис одновременно по нескольким направлениям и в Россию. Перечислим лишь главные каналы прихода финансовой пандемии в нашу страну:
Одновременное действие всех названных причин привело к росту нестабильности на финансовых рынках России и к острому кризису нехватки банковской ликвидности в августе-октябре 2008 года. Доля убыточных банков в общем количестве кредитных учреждений России возросла с 1,0 % на начало 2008 года до 8,2 % к концу августа. Достаточность капитала банковского сектора страны с 16,8 % на 1 января 2007 года упала до 14,5 % на 1 октября 2008 года. Просроченная задолженность по всем ссудным операциям увеличилась в прошлом году в 2,3 раза и достигла 422 млрд руб. на начало 2009 года. Эти данные свидетельствуют о заметном ухудшении качества кредитного портфеля.
Клиника кризиса (государственное врачевание). Правительство Российской Федерации и Центральный банк РФ (Банк России), начиная с сентября 2008 года, приняли большой пакет антикризисных мер для оздоровления банковского сектора страны. Подробное изложение и оперативный анализ антикризисных мероприятий дал Председатель Правительства В.В.Путин в своем отчете в Государственной Думе РФ 6 апреля 2009 года.
Напомним лишь некоторые из принятых властями РФ мер: увеличена до 700 тыс. руб. сумма гарантии по депозитным вкладам физических лиц в коммерческих банках, что предотвратило отток средств граждан из банков; в коммерческих банках размещены временно свободные средства федерального бюджета, а также средства Фонда содействия реформированию ЖКХ и Государственной корпорации «Роснанотехнологии»; на депозитах во Внешэкономбанке (ВЭБ) размещены средства Фонда национального благосостоянии на сумму 450 млрд руб.; Банк России предоставил коммерческим банкам беззалоговые кредиты на срок до шести месяцев на общую сумму 1 765 млрд руб.; трем государственным банкам (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) и некоторым частным коммерческим банкам были предоставлены субординированные кредиты на общую сумму около 1,4 трлн руб. Средства были предоставлены в первую очередь для организации уполномоченными банками активных действий на рынке межбанковских кредитов (МБК); на сумму до 50 млрд дол. США за счет валютных средств Банка России было предоставлено право Внешэкономбанку выдавать кредиты российским банкам и компаниям на погашение задолженности перед иностранными кредиторами в иностранной валюте; сформирован перечень системообразующих организаций российской экономики (всего 295 организаций), по кредитам для которых выдаются гарантии государства, и т. д.
1 | → | |
2 |