Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Информатизация и модернизация государственного аппарата

Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, В. А. Жебровский, аспирант кафедры экономической теории и экономической политики БАГСУ

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

На совместном заседании Государственного Совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил: «Стратегические информационные технологии - это одно из важнейших направлений развития нашей страны. Количество видов услуг, которые оказываются государственными и муниципальными структурами, у нас переваливает за полторы тысячи... К 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Подчеркиваю: все, не частично, а все». И далее: «Регионам следует разработать собственные планы развития информационного общества и построения электронного правительства; определить приоритеты перехода на оказание услуг в электронном виде. А система показателей эффективности региональных органов, которая у нас работает, должна быть дополнена уровнем применения информационных технологий».

Действительно, современное общество не может существовать в условиях информационного голода, так как для его нормальной жизнедеятельности и устойчивого развития необходимы своевременные достоверные данные и соответствующая инфрасреда, объединяющая происходящие в нем информационные процессы во всех сферах жизни общества.

Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в настоящее время становятся определяющими факторами уровня развития и конкурентоспособности любого субъекта деятельности - государства, региона - субъекта РФ, муниципального образования (МО), хозяйствующего субъекта, общественной организации, каждого гражданина, его статуса и популярности в мировом сообществе. Компьютеры и информационные технологии активно используются при автоматизации работы с документами, решении вычислительных задач, управлении технологическими и социально-экономическими системами, информационном обслуживании всех потребителей таких услуг. Поэтому сегодня важнейшей составной частью государственной политики модернизации страны является наращивание информационного потенциала, определяемого количеством и качеством развития информационных ресурсов и механизмов их включения в социально-экономические, культурные и общественно-политические процессы, и уровня его использования.

Можно утверждать, что в некотором смысле все инновации в государственном управлении так или иначе касаются «качества» государственного управления. Во многих случаях под «качеством» подразумевается проведение реформ по совершенствованию системы предоставления государственных услуг населению. Следует отметить при этом, что повышение качества услуг может и не повлечь за собой немедленных финансовых выгод. Но именно качество услуг является одним из ключевых факторов, свидетельствующих об открытости системы управления, определяющих доверие граждан к органам государственной власти и способствующих укреплению имиджа государственной службы.

Информатизация в сфере предоставления государственных услуг в своем развитии проходит три основных этапа.

Первый этап - создание в Интернете официальных сайтов органов государственной власти и руководства МО в целях простого информирования населения и юридических лиц - публикация законодательных актов (кодексов и законов), нормативно-методических документов, иной информации соответствующих органов власти и управления. Однако, как показывает практика, у многих муниципалитетов пока нет своих сайтов, а если они и созданы, то зачастую содержат не все необходимые сведения. В частности, могут отсутствовать общая информация о работе органа местного самоуправления с указанием фамилий и телефонов, разделы, посвященные нормотворческой деятельности, данные о кадровом обеспечении, о работе с обращениями граждан и др.

В целях упорядочения данного этапа необходимо принять директивные документы о перечнях публикуемой информации, месте и сроках ее размещения.

Второй этап - создание в Интернете официальных сайтов министерств и ведомств, отдельных МО, где в электронном виде даются ответы на запросы потенциальных потребителей. Примерами такого рода «диалогов» могут служить услуги по поиску вакансий в госструктурах (министерствах, ведомствах, учреждениях), выдача выписок из реестра земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан, и т.д.

В этой связи хотелось бы отметить, что в столице Республики Башкортостан через официальный сайт администрации г.Уфы www.ufacity.info активно внедряется проект «Электронный муниципалитет, в соответствии с которым в электронном виде планируется предоставлять 19 муниципальных услуг. Ряд услуг уже «работает», например, «Электронная регистратура»: через этот портал ежедневно записываются на прием к врачу около 500 человек, что дает возможность эффективно регулировать поток пациентов.

В ежегодном Послании Государственному Собранию - Курултаю РБ 2010 года «Дальнейшая модернизация Башкортостана - путь к благополучию и процветанию в XXI веке» первый Президент республики М.Г.Рахимов отметил: «За последние годы принят ряд важных документов по развитию информационного общества и формированию электронного правительства. Установлен обязательный перечень информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в Интернете. Правительство обязано обеспечивать своевременное обнародование подведомственными органами соответствующих сведений. Прошу депутатов рассмотреть вопрос о принятии закона в этой сфере. Аналогичные акты следовало бы разработать и органам местного самоуправления.

На особом контроле - оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде. С учетом признанного опыта реализации Социальной карты Башкортостана выделены первые 25 видов услуг, подлежащих переводу в электронную форму. Их внедрение сэкономит время и средства населения, повысит эффективность борьбы с коррупцией.

Обращаю внимание всех руководителей, что качество предоставления информационных услуг - теперь значимый показатель эффективности вашей работы!» (выделено нами - Г.Б., В.Ж.).

На третьем этапе развития информатизации сферы государственных услуг, по мере того как движение за повышение качества услуг получает распространение в государственном секторе управления и экономики, возникают как потребность, так и возможности формирования поливедомственных информационных систем (ПВИС), в которых услуги предоставляются с использованием ресурсов нескольких министерств, ведомств, МО. Организационной предпосылкой эффективного функционирования и развития ПВИС стала потребность в создании центров предоставления услуг населению по принципу «единого окна» (далее - многофункциональный центр услуг). При этом человек мог бы за одно обращение осуществить все необходимые операции по взаимодействию с органами государственной власти.

Многофункциональный центр услуг (МФЦУ). Основными принципами организации МФЦУ являются:

  • единообразный подход к организации и технологии предоставления государственных (федеральных, региональных) и муниципальных услуг;
  • синхронизация предоставления взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг территориальными органами федеральных структур исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, функционирующими в рамках МФЦУ, с целью качественного и своевременного предоставления услуг потребителям;
  • невмешательство органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в исключительную компетенцию друг друга;
  • взаимный обмен информацией, справочными и аналитическими материалами по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг между территориальными органами федеральных структур исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, участвующими в предоставлении услуг в рамках МФЦУ.

Основными целями деятельности МФЦУ являются:

  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «единого окна»;
  • сокращение сроков предоставления массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
  • повышение степени комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;
  • противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • повышение уровня удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством;
  • повышение уровня информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;
  • внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • развитие и совершенствование форм межведомственного информационного и содержательного взаимодействия;
  • отработка механизмов межведомственного обмена информацией посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Основными задачами при учреждении МФЦУ являются:

  • организация единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении всех видов государственных и муниципальных услуг на базе МФЦУ;
  • обеспечение возможности получения гражданами и юридическими лицами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;
  • сокращение количества представляемых заявителем документов;
  • резкое снижение частоты взаимодействия заявителя с должностными лицами при получении государственных и муниципальных услуг за счет организации электронного межведомственного взаимодействия;
  • упорядочение и обязательное пооперационное документирование и электронный контроль за административными процедурами, административными действиями и порядком принятия решений;
  • полное, всестороннее информирование граждан и юридических лиц в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦУ;
  • организация информационного обмена данными между территориальными органами федеральных структур исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, участвующими в предоставлении услуг в рамках МФЦУ;
  • организация информационного обмена с федеральным порталом государственных услуг, в том числе с региональным сегментом этого портала;
  • внедрение стандарта качества и комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг и контроль за его соблюдением.
1
  2