Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, В. А. Жебровский, аспирант кафедры экономической теории и экономической политики БАГСУ
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Стоит особо отметить, что при переходе к режиму взаимодействия в формате «единого окна» нельзя допустить, чтобы наработанный опыт и до конца не исчерпанный потенциал установленных (ранее действовавших) информационных систем пропали даром.
На этапе создания МФЦУ должны быть проведены следующие основные работы:
Важной является задача определения перечня государственных и муниципальных услуг, которые будут предоставляться центром. При создании подобных структур часто используется модульный принцип, реализация которого предполагает возможность объединения определенного набора услуг в так называемый модуль.
Модуль представляет собой набор однородных услуг, для которых может быть использована унифицированная технология организации процесса их предоставления. Информационную основу модулей составляют базы данных, которые являются взаимосвязаными и между которыми может происходить обмен определенными сведениями в режиме реального времени. Количество модулей может наращиваться и модифицироваться в соответствии с запросами потребителей услуг и возможностями поставщиков информации.
В качестве основных блоков предоставления государственных и муниципальных услуг функционируют и развиваются:
Поскольку рынок оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде в России лишь начинает формироваться, важной задачей в настоящее время является изучение ожиданий потребителей и вероятной структуры потребительского спроса на эти услуги. Содержание работ по изучению потребностей и ожиданий потребителей заключается в проведении проблемно-ориентированных исследований посредством широкого использования анкет, журналов учета, других маркетинговых технологий, на основе которых осуществляется сбор, обработка и анализ необходимой информации.
Параллельно на подготовительном этапе необходимо продолжить работы (в ряде случаев - начать «с нуля») по созданию стандартов (регламентов) предоставления государственных и муниципальных услуг. Для эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центрам обслуживания населения необходимо работать по установленным стандартам, которые будут служить руководством для сотрудников центров по предоставлению услуг.
Каждый стандарт (независимо от региона и отраслевой принадлежности), регламентирующий порядок и качество предоставления государственных и муниципальных услуг, должен учитывать следующие основные аспекты:
Опыт реализации проекта «единое окно» на основе информатизации предоставления государственных и муниципальных услуг. Город Уфа, как и любой другой динамично развивающийся мегаполис, постепенно встает на путь повышения качества услуг, предоставляемых государством и муниципалитетом. Один из способов - это реализуемая в г.Уфе система предоставления государственных и муниципальных услуг населению в режиме «единого окна». Среди большого разнообразия применяемых в администрации г.Уфы информационных систем можно выделить как широко распространенные решения (например, система документооборота «Дело»), так и системы, разработанные специально под нужды города («Мониторинг», «Имущество», «Центральный концентратор реестровых данных» и др.).
В настоящее время формирование системы «единого окна» происходит на основе имущественного и административного «единых окон». В имущественное «единое окно» (ИЕО) вошли: Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа (ГО) город Уфа РБ; Главное управление архитектуры и градостроительства администрации ГО город Уфа РБ; Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации ГО город Уфа РБ; МУ «Земельное агентство» г.Уфы; СМУ «Центр недвижимости».
Основной целью создания ИЕО является максимальное ускорение процессов подготовки разрешительной документации на различные действия с муниципальным нежилым фондом г.Уфы и земельными участками, находящимися в собственности города. Информационные системы учреждений, выделенных в ИЕО, будут объединены с целью получения и обработки обобщенной и полной информации по имущественному комплексу г.Уфы, в частности по площадям нежилого фонда и земельным участкам.
В административное «единое окно» (АЕО) вошли: администрация ГО город Уфа РБ; администрации районов ГО город Уфа РБ.
Учреждения, объединенные в АЕО, осуществляют, прежде всего, организацию и контроль выполнения муниципальных нормативно-правовых актов. При этом они взаимодействуют как с гражданами, так и с юридическим лицами. Главными инструментами взаимодействия являются письменные обращения и ответы на них. Как следствие, основные информационные системы, используемые в учреждениях АЕО, - это системы регистрации документов.
Основные цели создания АЕО следующие: ускорение реакции (действия, ответа) на письменные обращения граждан и юридических лиц в администрации ГО и районов г.Уфы РБ, повышение исполнительской дисциплины сотрудников администраций, обеспечение постепенного перехода на электронный документооборот.
В качестве модуля, ориентированного на предпринимателей, функционируют услуги регистрации бизнеса, выдачи необходимых разрешительных документов, уплаты налогов.
В Федеральной налоговой службе (ФНС) РФ с января 2004 года в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23 декабря 2003 г. через «единое окно» ФНС РФ предоставляет пакет своих услуг, в том числе: регистрация предпринимателей; постановка на учет в налоговых органах, в Пенсионном фонде РФ, в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде социального страхования; присвоение кода Федерального комитета по статистике (Госкомстата РФ).
Внедрение в структуру ФНС РФ «Единого центра регистрации юридических лиц» позволило уменьшить время регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до пяти дней, а само предоставление услуг стало комфортным для заявителей. Новая система регистрации исключила контакты предпринимателей с чиновниками, что привело к существенному снижению уровня коррумпированности аппарата, поскольку заявитель не знает, кто из чиновников будет оформлять и выдавать ему документы. Теперь предприниматель заполняет лишь один документ (вместо четырех по прежней технологии). После внесения записи о регистрации лица в Единый государственный реестр органы ФНС РФ сами передают информацию во внебюджетные фонды и органы статистики.
В заключение отметим, что реформирование системы предоставления услуг -это постоянно развивающийся процесс, который перекликается со многими другими преобразованиями в государственном и частном секторах и подразумевает большое число заинтересованных сторон.
Анализ основных причин крупных недостатков системы предоставления услуг государственными (федеральными и региональными) и муниципальными учреждениями показал, что это прежде всего медленное оформление прав собственности, например на земельные участки, нестыковки в работе участников инвестиционных проектов, волокита с оформлением документации, коррупционные явления. В этой связи требуется внесение серьезных изменений не только в нормативные акты, но и в организацию согласованной работы госструктур и муниципалитетов. В свою очередь эффективное решение последней проблемы возможно только в случае дальнейшего развития информатизации оказания услуг населению, широкого внедрения принципа «единого окна» как важных составляющих формирования системы «электронного правительства».
← | 2 | |
1 |