Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Информатизация и модернизация государственного аппарата

Автор(ы): Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, В. А. Жебровский, аспирант кафедры экономической теории и экономической политики БАГСУ

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Стоит особо отметить, что при переходе к режиму взаимодействия в формате «единого окна» нельзя допустить, чтобы наработанный опыт и до конца не исчерпанный потенциал установленных (ранее действовавших) информационных систем пропали даром.

На этапе создания МФЦУ должны быть проведены следующие основные работы:

  • определение минимального набора услуг, которые будут предоставляться на базе МФЦУ;
  • выявление ожиданий и запросов потребителей услуг;
  • оценка средств предоставления и технических требований к процессу оказания услуг;
  • разработка процессов и процедур взаимодействия центров с головными организациями по предоставлению услуг.

Важной является задача определения перечня государственных и муниципальных услуг, которые будут предоставляться центром. При создании подобных структур часто используется модульный принцип, реализация которого предполагает возможность объединения определенного набора услуг в так называемый модуль.

Модуль представляет собой набор однородных услуг, для которых может быть использована унифицированная технология организации процесса их предоставления. Информационную основу модулей составляют базы данных, которые являются взаимосвязаными и между которыми может происходить обмен определенными сведениями в режиме реального времени. Количество модулей может наращиваться и модифицироваться в соответствии с запросами потребителей услуг и возможностями поставщиков информации.

В качестве основных блоков предоставления государственных и муниципальных услуг функционируют и развиваются:

  • регистрация прав на недвижимое имущество, в том числе земельные участки (межевание земельных участков, постановка на кадастровый учет, регистрация собственности, получение выписки из земельного кадастра, перевод объектов недвижимости из одной категории в другую, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду и т.д.);
  • социальная поддержка граждан (проекты «Электронная регистратура», «Социальная карта»);
  • услуги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории РБ, осуществление отдельных функций по их учету).

Поскольку рынок оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде в России лишь начинает формироваться, важной задачей в настоящее время является изучение ожиданий потребителей и вероятной структуры потребительского спроса на эти услуги. Содержание работ по изучению потребностей и ожиданий потребителей заключается в проведении проблемно-ориентированных исследований посредством широкого использования анкет, журналов учета, других маркетинговых технологий, на основе которых осуществляется сбор, обработка и анализ необходимой информации.

Параллельно на подготовительном этапе необходимо продолжить работы (в ряде случаев - начать «с нуля») по созданию стандартов (регламентов) предоставления государственных и муниципальных услуг. Для эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональным центрам обслуживания населения необходимо работать по установленным стандартам, которые будут служить руководством для сотрудников центров по предоставлению услуг.

Каждый стандарт (независимо от региона и отраслевой принадлежности), регламентирующий порядок и качество предоставления государственных и муниципальных услуг, должен учитывать следующие основные аспекты:

  • форму предоставления услуги;
  • условия, которые должен выполнить (или которым должен соответствовать) потребитель услуг для того, чтобы соответствующая услуга была ему предоставлена;
  • установленный порядок (процедура) предоставления услуг;
  • индикаторы (показатели) качества предоставляемых услуг, позволяющие проводить оценку деятельности как органа в целом, так и отдельных должностных лиц;
  • порядок и сроки обжалования;
  • права, обязанности и меру ответственности должностных лиц за неправомерные действия в процессе предоставления государственных услуг;
  • формы и методы информирования потребителей государственных услуг.

Опыт реализации проекта «единое окно» на основе информатизации предоставления государственных и муниципальных услуг. Город Уфа, как и любой другой динамично развивающийся мегаполис, постепенно встает на путь повышения качества услуг, предоставляемых государством и муниципалитетом. Один из способов - это реализуемая в г.Уфе система предоставления государственных и муниципальных услуг населению в режиме «единого окна». Среди большого разнообразия применяемых в администрации г.Уфы информационных систем можно выделить как широко распространенные решения (например, система документооборота «Дело»), так и системы, разработанные специально под нужды города («Мониторинг», «Имущество», «Центральный концентратор реестровых данных» и др.).

В настоящее время формирование системы «единого окна» происходит на основе имущественного и административного «единых окон». В имущественное «единое окно» (ИЕО) вошли: Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа (ГО) город Уфа РБ; Главное управление архитектуры и градостроительства администрации ГО город Уфа РБ; Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации ГО город Уфа РБ; МУ «Земельное агентство» г.Уфы; СМУ «Центр недвижимости».

Основной целью создания ИЕО является максимальное ускорение процессов подготовки разрешительной документации на различные действия с муниципальным нежилым фондом г.Уфы и земельными участками, находящимися в собственности города. Информационные системы учреждений, выделенных в ИЕО, будут объединены с целью получения и обработки обобщенной и полной информации по имущественному комплексу г.Уфы, в частности по площадям нежилого фонда и земельным участкам.

В административное «единое окно» (АЕО) вошли: администрация ГО город Уфа РБ; администрации районов ГО город Уфа РБ.

Учреждения, объединенные в АЕО, осуществляют, прежде всего, организацию и контроль выполнения муниципальных нормативно-правовых актов. При этом они взаимодействуют как с гражданами, так и с юридическим лицами. Главными инструментами взаимодействия являются письменные обращения и ответы на них. Как следствие, основные информационные системы, используемые в учреждениях АЕО, - это системы регистрации документов.

Основные цели создания АЕО следующие: ускорение реакции (действия, ответа) на письменные обращения граждан и юридических лиц в администрации ГО и районов г.Уфы РБ, повышение исполнительской дисциплины сотрудников администраций, обеспечение постепенного перехода на электронный документооборот.

В качестве модуля, ориентированного на предпринимателей, функционируют услуги регистрации бизнеса, выдачи необходимых разрешительных документов, уплаты налогов.

В Федеральной налоговой службе (ФНС) РФ с января 2004 года в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23 декабря 2003 г. через «единое окно» ФНС РФ предоставляет пакет своих услуг, в том числе: регистрация предпринимателей; постановка на учет в налоговых органах, в Пенсионном фонде РФ, в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде социального страхования; присвоение кода Федерального комитета по статистике (Госкомстата РФ).

Внедрение в структуру ФНС РФ «Единого центра регистрации юридических лиц» позволило уменьшить время регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до пяти дней, а само предоставление услуг стало комфортным для заявителей. Новая система регистрации исключила контакты предпринимателей с чиновниками, что привело к существенному снижению уровня коррумпированности аппарата, поскольку заявитель не знает, кто из чиновников будет оформлять и выдавать ему документы. Теперь предприниматель заполняет лишь один документ (вместо четырех по прежней технологии). После внесения записи о регистрации лица в Единый государственный реестр органы ФНС РФ сами передают информацию во внебюджетные фонды и органы статистики.

В заключение отметим, что реформирование системы предоставления услуг -это постоянно развивающийся процесс, который перекликается со многими другими преобразованиями в государственном и частном секторах и подразумевает большое число заинтересованных сторон.

Анализ основных причин крупных недостатков системы предоставления услуг государственными (федеральными и региональными) и муниципальными учреждениями показал, что это прежде всего медленное оформление прав собственности, например на земельные участки, нестыковки в работе участников инвестиционных проектов, волокита с оформлением документации, коррупционные явления. В этой связи требуется внесение серьезных изменений не только в нормативные акты, но и в организацию согласованной работы госструктур и муниципалитетов. В свою очередь эффективное решение последней проблемы возможно только в случае дальнейшего развития информатизации оказания услуг населению, широкого внедрения принципа «единого окна» как важных составляющих формирования системы «электронного правительства».

2
1