Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Инфраструктура инновационной системы экономики Республики Башкортостан: основы методологии

Автор(ы): А. Х. Махмутов, д-р экон. наук, академик Академии наук Республики Башкортостан ; Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Новый Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая в ходе предвыборной кампании на V Красноярском экономическом форуме, представил свою концепцию развития страны в форме «4 «И»: институты, инфраструктура, инвестиции и инновации. Именно опираясь на преобразования по указанным четырем решающим направлениям, Россия сможет успешно продвигаться вперед. Дмитрий Медведев, в частности, говорил: «В этих сферах мы должны решить следующие задачи. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего. Формирование основ национальной инновационной системы».

Вновь назначенный Премьер-министр Правительства РФ Владимир Путин, выступая перед депутатами Государственной Думы РФ, сказал: «Еще раз выделю приоритеты будущего правительства. Это прежде всего создание условий для развития человека за счет подъема образования, науки, культуры и эффективной социальной политики. Это переход экономики на инновационный путь».

В своем ежегодном (2008г.) Послании Государственному собранию - Курултаю РБ Президент РБ Муртаза Рахимов, отметив ряд имеющихся проблем в переходе республики на инновационную модель развития, резюмировал так: «Сегодня в республике созданы правовые и организационные условия для активизации инновационной деятельности. Разработана региональная инновационная стратегия и целевая инновационная программа до 2010 года. Серьезные задачи стоят перед научно-техническим комплексом республики. Это формирование новых моделей управления научно-инновационной деятельностью, поиск оптимальных путей взаимодействия с производством и бизнес-сообществом, повышение реальной отдачи от научных разработок».

Сегодня имеются четко сформулированная политическая воля и государственный заказ на переход экономики на инновационную модель развития, на создание в РФ и в каждом ее субъекте, включая Республику Башкортостан, основ инновационной системы. Ниже мы попытаемся исследовать основы методологии формирования региональной инновационной системы, в первую очередь основы создания инфраструктуры этой системы.

Для единообразного понимания введем несколько основных категорий, используя задел понятий, имеющихся в научной литературе, в законодательстве РФ и РБ, а в необходимых случаях - разрабатывая вновь недостающий понятийный аппарат.

Инновационная система экономики (ИНС) включает в себя комплекс взаимосвязанных и скоординированных элементов, а именно:

  • субъекты инновационной деятельности, то есть физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
  • объекты инновационной деятельности, или новые технологии и процессы в различных, всех без исключения, сферах деятельности человека, обеспечивающие политические, социально-экономические, научно-технические и научно-организационные (интеллектуальные, информационные), а также экологические эффекты от их реализации;
  • новые и/или значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера;
  • новая или значительно преобразованная информация об окружающем нас мире, необходимая для проведения научных исследований и прикладных разработок инновационного направления;
  • инновационная организационно-технологическая инфраструктура, или комплекс взаимосвязанных и скоординированных физических лиц, организаций и институтов, способствующих осуществлению инновационной деятельности и доведению инноваций до конечного их потребителя (инновационные технологические центры, инновационные промышленные и аграрные комплексы и кластеры, бизнес-инкубаторы, технические парки, центры трансфера технологий, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов и др.).

    Данная часть инфраструктуры компенсирует неподготовленность научной разработки к внедрению в рыночную экономику (недостаток коммерциализации) и большие риски проекта, вызванные неполной изученностью явлений, положенных в основу научного продукта;

  • сервисно-ресурсная инновационная инфраструктура, или комплекс взаимосвязанных и скоординированных физических лиц, организаций и институтов, восполняющих недостаточность (отсутствие) тех или иных ресурсов (знаний, умения, информации, финансов) и функций управления у субъектов инновационной деятельности, образующих технологическую цепь от научной разработки до реализации новшества (учебно-деловые центры, центры научно-технической информации, патентные и юридические бюро, центры совместного пользования приборами и оборудованием, выставочные центры, финансовые фонды и компании поддержки инноваций, банки реконструкции и развития, оценочные организации, специализированные инновационные страховые компании, институты советников и консультантов, фонды и общества поддержки изобретателей и рационализаторов и др.);
  • подсистема управления функционированием и развитием инновационной системы:
  • федеральные, региональные и местные органы власти и управления, прямо либо косвенно связанные с созданием, функционированием и развитием инновационной сферы экономики РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • саморегулируемые и другие организации (союзы, ассоциации, сетевые структуры и др.) субъектов инновационного бизнеса;
  • общественные организации всех видов, прямо либо косвенно связанные с созданием, функционированием и развитием инновационной системы России и ее субъектов.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на превращение результатов законченных научных исследований и разработок научно-технических достижений в новые или значительно улучшенные (усовершенствованные) технологии и процессы производства, обслуживания и управления, в новые продукты (товары, работы, услуги), а также в информационно-интеллектуальный задел для новых (дополнительных) научных исследований и прикладных разработок.

Инновация (нововведение, новшество) - это конечный результат всего процесса инновационной деятельности, оформленный в виде новой технологии, нового технологического процесса, нового продукта (товара, работы или услуги), а также полученный задел для новых (дополнительных) научных исследований и прикладных разработок.

Процесс повышения уровня определенности и коммерческого развития научной идеи еще слабо изучен, тем более - нет еще признанной большинством ученых и практиков терминологии. Поэтому заимствуем (с некоторыми дополнениями) один из наиболее полных, по нашему мнению, вариантов понятийного аппарата в этой области.

Предлагается разделить процесс роста и развития коммерческой завершенности научной идеи на следующие этапы (стадии):

- «Seed» («стадия посева»): имеется лишь бизнес - идея продукта, проводятся научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-технологические работы (OTP) и/или опытно-конструкторские работы (OKP), ведутся активные маркетинговые исследования потенциального рынка сбыта будущего продукта. Кроме интеллектуального продукта (идеи) и личных средств, другого имущества у авторов научной идеи, как правило, не имеется.

Поэтому на «стадии посева» процесс развития производственной (практической) и коммерческой завершенности научного продукта может осуществляться за счет следующих ресурсов:

а)  ресурсов частных инвесторов, вкладывающих собственные средства по одному из двух вариантов:

  • благотворительная деятельность (через специализированные частные фонды либо через выдачу целевых грантов отдельным ученым или научным коллективам);
  • покупка «на корню» научной идеи вопреки ее максимальной рискованности. Таких инвесторов называют «бизнес-ангелами», что не совсем точно, ибо, как правило, они обусловливают вложение своих средств приобретением полностью или на 70-90% прав на реализацию результатов коммерциализации научного продукта (в случае благополучного завершения научной идеи), оставляя ученым-авторам научного продукта лишь малую часть прав;

б) ресурсов государства, которое выступает в роли, аналогичной роли «бизнес-ангелов», действуя через специализированные государственные или смешанные (государственно-частные) фонды. Хорошим примером успешно работающего в России государственного фонда является «Российский фонд фундаментальных исследований»

- «Start-up» (стадия «старт-ап» или «старт нового продукта»): разработаны опытные (лабораторные) образцы нового продукта, но собственной производственной, а тем более промышленного типа, базы у авторов продукта еще нет.

На стартовой стадии недостающий капитал вкладывают специализированные организации, в которых риски распределены благодаря особым (паевым или долевым) схемам построения совокупного капитала, а также за счет вложения капитала одновременно в значительное число «старт-ап» проектов. Такие фонды (организации) называют венчурными (высоко рисковыми), а сам процесс такого рода вложений капитала называется венчурным финансированием.

В роли участников венчурных организаций (фондов) могут выступать частные инвесторы и государственные институты, как по отдельности, так и в содружестве друг с другом (смешанные венчурные инвестиционные фонды);

- «Early stage» («стадия раннего роста»): образуется юридически самостоятельная компания по промышленному (многотоннажному, серийному или массовому) производству нового научного, теперь уже полностью адаптированного к рынку (коммерциализированного) продукта, пригодного для выхода на широкий рынок сбыта продуктов (товаров, работ услуг). Именно на данной стадии бизнес проходит так называемую «точку безубыточности».

На стадии «раннего роста» финансирование бизнеса осуществляют как венчурные организации, так и новые (в том числе и достаточно консервативные, типа пенсионных фондов) инвесторы.

На этом этапе завершается инновационный процесс и начинается обычное отраслевое производство нового продукта.

Рынок инноваций (нововведений) - это взаимосвязанный и скоординированный комплекс, состоящий из следующих субъектов: производителей информационно-интеллектуального сырья (результатов фундаментальных и прикладных научных исследований); производителей экспериментальных и опытных производственных, сервисных и управленческих разработок; производителей конечных инноваций (нововведений), или приспособленных для реализации на рынке (коммерциализированных) результатов научно-технической и инновационной производственной, сервисной и управленческой деятельности; оптовых и розничных продавцов инноваций; промежуточных покупателей инноваций; конечных потребителей инновационной продукции (инноваций, новшеств); организаций (субъектов и их объединений, институтов) инновационной инфраструктуры; организаций инфраструктуры рыночной экономики в целом, специализирующихся на обслуживании субъектов ИНС; организаций социального обслуживания отдельных субъектов инновационной системы (физических лиц) и персонала юридических лиц, работающих в ИНС; организаций, осуществляющих управленческую деятельность от имени государства в ИНС; организаций, осуществляющих коммерческую управленческую деятельность в ИНС; общественных организаций, так или иначе связанных с созданием, функционированием и развитием ИНС (включая специализированные политические партии и союзы).

Инновационные системы могут создаваться, функционировать и развиваться в мировых границах (глобальная ИНС), в границах региональных союзов (ИНС Европейского экономического сообщества и т.п.), в государственных границах, например, ИНС Российской Федерации или Российская федеральная инновационная система (РФ ИНС), а также в границах отдельных субъектов РФ - региональные ИНС, например, ИНС Республики Башкортостан (ИНС РБ).

Мощности (объемы финансирования; количество организаций и персонала, включая штатных и внештатных работников; стоимость и уникальность материальной и приборной базы и др.) государственных и региональных ИНС зависят от множества переменных факторов, среди которых:

  • возможности экономики и политики господствующих систем управления, в том числе ресурсы государственного и других бюджетов и структур крупного бизнеса, а также их решимость выделять средства на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
  • государственная и региональная политика финансирования, ресурсного обеспечения и организации науки, научно-технической и опытно-производственной сфер;
  • интеллектуальный (кадровый) и информационный потенциал соответствующих административных систем (государство, регион, город и др.);
  • острота конкурентной обстановки на тех или иных рынках, где производится или потребляется продукция государства (региона).

Можно констатировать, что даже ведущая по уровню экономического развития страна мира - США сегодня реально имеет возможность одновременно развивать научно-исследовательские работы лишь по 20-22 направлениям. Для РФ эта цифра снижается до 8-12 научных направлений, а для Башкирии, по нашему мнению, до 3­5, не более.

1
  2