Автор(ы): А. Х. Махмутов, д-р экон. наук, академик Академии наук Республики Башкортостан ; Г. В. Багаев, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Учитывая реальные ограничения ресурсов, руководство РБ может и обязано совместно с руководством Академии наук РБ и другими центрами НИР (ведущие университеты, Уфимский научный центр Российской академии наук (УНЦ РАН), 3-5 крупнейших корпораций на территории республики (ОАО «УМПО», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» и т.п.) выработать стратегию развития научной и научно-технической сферы в регионе на длительную перспективу, затем заключив об этом договор государственно-частного стратегического партнерства с крупнейшими корпорациями.
Имея на руках согласованную с представителями крупного регионального и федерального бизнеса «Стратегию развития науки в РБ на 2009-2020 годы», можно приступать к разработке «Концепции развития региональной инновационной инфраструктуры (РИИнфр)». Как выше было уже отмечено, в состав РИИнфр должны войти два блока - инновационная инфраструктура для основной технологической цепочки (от идеи до внедрения новшества) и инновационная ресурсно-сервисная инфраструктура.
Строительство региональной ИНС РБ начинается сегодня не на пустом месте, благодаря активной работе, проделанной в последние годы в указанной области Президентом РБ Рахимовым М.Г., Правительством РБ, прежде всего - Министерством промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ. Однако «крутого перелома» в сторону роста инновационной активности и удельного веса инновационной продукции пока не произошло. На это есть, по нашему мнению, несколько причин, среди которых выделим главные.
Важнейшая причина - это незавершенность каждого из двух блоков инновационной региональной инфраструктуры, но особенно институтов, субъектов и объектов инновационной организационно-технологической инфраструктуры.
По нашему мнению, сегодня в РБ, с учетом масштабов ее экономики и размеров научного и образовательного потенциала, необходимо иметь.
а) бизнес-инкубаторы или комплексные центры с условиями для выращивания малых инновационных предприятий на «посевной стадии», созданные при крупнейших научно-образовательных центрах (уфимские государственные нефтяной и авиационный технические университеты, Башкирский государственный университет);
б) бизнес-инкубаторы, созданные по территориальному (зональному), межотраслевому признаку (ориентировочно, в городах Белорецк, Сибай, Ишимбай, Октябрьский, Нефтекамск, Янаул);
в) бизнес-инкубаторы вокруг крупных компаний и корпораций частного бизнеса, где малые внедренческие предприятия создаются в целях снижения рисков и потерь от неудачно завершаемых научно-технических проектов («кусты» таких предприятий целесообразно создавать вокруг субъектов крупного частного бизнеса);
г) частные венчурные фонды (два - четыре на РБ), вложения капитала которых происходит на межотраслевой основе;
д) научно-технологические центры или технопарки, включающие полный набор факторов и структур, обеспечивающих развитие бизнеса, начиная со стадии «раннего роста». По нашему мнению, сильные технопарки предстоит создать (с привлечением ресурсов и государства, в том числе) в непосредственной близости от развитых городов РБ - Уфы (с предприятиями и университетами Благовещенска и Бирска), агломерации Салават - Стерлитамак - Ишимбай, «диполиса» Туймазы - Октябрьский, «триполиса» Нефтекамск - Агидель - Янаул;
е) аграрные инновационные производственные центры (на базе Аграрного университета) в числе 3-4, не менее целесообразно, по нашему мнению, строить в центрах аграрных зон разной специализации.
Республике предстоит по существу «с нуля» сформировать достаточно сильный сектор организаций по трансферу новых технологий, заимствуя опыт других стран мира (о чем необходим отдельный разговор).
Сложный процесс организации устойчивого функционирования рыночной, конкурентной и инновационно направленной экономики, повышения ее эффективности сейчас объективно нуждается в создании такого института, который способствовал бы реализации или внедрению в практику научных идей, формируемых фундаментальной экономической наукой. Речь, следовательно, идет о капитализации или о коммерциализации знаний. Эволюция такого процесса не проста и достаточно длительна. В этой области складываются специфические отношения между экономической наукой и экономической практикой, в результате которых в практической сфере создается так называемое экспертное сообщество, представленное различными экспертными и аналитическими центрами, консалтинговыми и рейтинговыми компаниями, фондами гуманитарных услуг и помощи и т.п. Именно структуры экспертного сообщества в значительной мере решают проблему коммерциализации научных продуктов, строят и укрепляют «мосты» от науки к практике. Они уменьшают риски и неопределенность, помогают с меньшими издержками и существенно меньшими рисками проходить первые стадии продвижения научной идеи.
Экспертное сообщество формулирует и формирует, развивает экспертные знания, предлагая их также на рынке инноваций в виде экспертных идей и решений. В современной научной литературе все чаще анализируются взаимосвязи и противоречия двух типов знаний в России - научных (классических) знаний и экспертных знаний. Практика жизни РФ за последние 15-20 лет показывает, что влияние носителей экспертных знаний - отдельных физических лиц и организаций - последовательно усиливается, а официальной академической и вузовской науки, к сожалению, сокращается. Этой тенденции способствует и организация финансирования в РФ науки: финансирование фундаментальной науки за годы реформирования резко упало, но зато выросли ресурсы институтов экспертного сообщества. Экспертные знания имеют свои, очевидные и немалые, источники компетенции - большой практический опыт экспертов и аналитиков, высокий (хотя нередко и довольно «узкий») профессионализм, независимость, высокую мотивацию к постоянному саморазвитию. Растет противоречие между двумя типами экономических знаний - научным (академическим) и экспертным (опытным, практическим). Необходимо серьезно исследовать указанный процесс и ответить в первую очередь на два фундаментальных вопроса:
В чем заключается источник растущего влияния и роста компетенций экспертного знания?
Может ли экспертное знание без связи с научным знанием быть достаточно объективным, достоверным, эффективным и надежным для государства и бизнес- сообщества, особенно при прогнозировании сложных процессов на длительные периоды?
Даже не производя такого исследования, можно утверждать, что без опоры на научные знания (т.е. без учета достижений фундаментальной экономической и управленческой науки) экспертное знание, в принципе, не может стать эффективным. По этой причине, по нашему мнению, в одном—двух ведущих университетах РБ необходимо срочно организовать подготовку по специальным программам (с объемом не менее 500-800 аудиторных часов) высококвалифицированных специалистов в области прогнозирования, аналитиков, экспертов, консультантов для самых высоких уровней менеджмента коммерческих структур и для сферы государственного управления.
Перечисленные выше новые специалисты, потребность в которых рождена новым этапом развития российской экономики, должны хорошо разбираться в новейших достижениях макроэкономики, микроэкономики (экономики организаций разного вида), государственного и корпоративного управления, непременно с учетом рисков и неопределенности. Времена «лже-советников» и «западных сверхумных консультантов» ушли в прошлое и, надеемся, не вернутся уже в Россию. Стране крайне нужны сегодня свои аналитики и прогнозисты, эксперты и консультанты.
При этом недопустима полная коммерциализация фундаментальной науки и сведение ее к прагматическим размышлениям и домыслам, псевдонаучным экспериментам. С другой стороны, страна уже не может выдержать «чистой науки», «голого теоретизирования», не имеющего никаких перспектив применения в общественной практике. Производство новых научных знаний в секторе классической фундаментальной науки может и должно быть дополнено производством экспертных знаний. Ближайшие перспективы нам видятся в виде консенсуса двух типов знаний - научного и экспертного. Это обязательное условие перехода экономики РФ на инновационную модель развития.
В связи с явной перегруженностью Уфы как мегаполиса жильем и коммерческой недвижимостью, различными торговыми и развлекательными центрами, офисами и складами, т.е. по причине перенаселенности территории Уфимского полуострова, уже нет не только хороших, но, строго говоря, более или менее нормальных перспектив развития науки - фундаментальной и прикладной, ее современной лабораторной, экспериментальной и опытно-производственной базы, обустройства ученых и специалистов, в первую очередь талантливой молодежи, непосредственно в городской черте Уфы. Между тем, как раз комплексность и новизна научной базы, постоянное освежение и наращивание кадрового потенциала - важнейший ресурс инновационного развития РБ, именно за счет «вливания молодой научной крови» и может быть осуществлен скорый «перелом» траектории развития в инновационном направлении.
Представляется целесообразным и архиважным при разработке градостроительной концепции и проработке концепции технического задания проектирование сооружения в непосредственной близости от столицы Башкортостана единого «Башкирского Академгородка» ( имеется в виду нечто похожее на известный Академгородок вблизи Новосибирска) и других научных центров с учетом современных требований к науке.
Строительство нового «Башкирского Академгородка», по нашему мнению, может быть реализовано где-то вблизи Уфы (на расстоянии не более одного часа автомобильной езды).
Сооружение «Башкирского Академгородка» позволит решить одновременно целый ряд проблем, мешающих развитию науки в республике, в том числе:
Несомненно, сооружение и строительство «Башкирского Академгородка» будет иметь огромный эффект в России и даже во всем мире, в том числе: покажет реальную заботу о развитии науки в Башкирии; создаст реальную и достаточно сильную базу для перехода экономики РБ на инновационную модель роста; полностью впишется в концепцию нового Президента РФ Медведева Д.А. - «4 «И»» - инновации, институты, инвестиции и инфраструктура.
← | 2 | |
1 |