Концептуальные подходы к формированию Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011-2020 годы
Автор(ы): Багаев Герольд Васильевич, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Актуальность разработки Стратегии. Отставание России от передовых стран мира по уровню душевых доходов и качеству жизни населения весьма значительно. На этом фоне наблюдается соответствующее отставание Республики Башкортостан от наиболее развитых регионов страны по указанным показателям, а в Башкортостане - отставание села от городов республики.
На селе в Башкортостане в настоящий момент проживают более 40 % населения региона, но вклад села в валовой региональный продукт составляет лишь 10 %. Агропромышленный комплекс РБ в данный момент является наиболее трудоемким отраслевым комплексом в экономике республики, при этом он больше других отстает как по уровню производительности труда, так и по качеству жизни сельского населения. Поэтому именно на селе следует в первую очередь приступить к решению имеющихся в республике социальных и экономических проблем.
Решение этой задачи нужно планировать на длительный период - не менее чем на 15-20 лет, а саму задачу преобразовать в пакет связанных между собой стратегических целей. Откладывать начало решения этих масштабных проблем далее нельзя, ибо деградация села уже происходит.
Стала злободневной и общепризнанной проблема сохранения земли как главного и единственного источника плодородия. Для решения данной проблемы республиканской аграрной науке предстоит создать обоснованную теорию, провести опытные работы и уже в ближайшие 4-8 лет перейти к внедрению в РБ новейших моделей сбережения и воспроизводства почвенного плодородия.
За прогнозируемый период также должны быть решены проблемы сбережения и очистки воды и воздуха, наращивания продуктивности башкирских лесов. Если обобщить три направления рационального природопользования, то можно говорить о назревшей потребности в разработке и внедрении в практику АПК РБ, а также других отраслей, связанных с использованием земель республики, обновленной модели региональной экономики и экологии, рассчитанной на долгосрочное (стратегическое) устойчивое развитие экономики РБ одновременно с неразрушающимся использованием природных богатств Башкортостана.
Башкирское село, по нашему мнению, объективно нуждается и уже созрело (правда, пока только на уровне передового аграрного менеджмента и творчески думающих специалистов) для перехода на интенсивный путь развития на базе программной организации разработок и применения инновационных технологий, новых сортов зерновых и технических культур, продуктивных пород лошадей, крупного рогатого скота (КРС), овец и коз, свиней, птицы (гусей, уток, индюков и др.), речной и прудовой пресноводной рыбы. Крутому повороту к модернизированному, инновационно ориентированному АПК мешает то, что сегодня аграрная наука и практическое сельскохозяйственное производство не объединены в единую систему.
В ближайшие годы предстоит разработать и внедрить систему сквозного (то есть от стадии НИР до внедрения в производство новшеств) инновационного менеджмента в АПК РБ.
Объективно назрели структурные (отраслевые и территориальные) реформы в АПК РБ - увеличение в объеме сельскохозяйственного производства республики доли переработанного сырья (в первую очередь мяса и молока), восстановление племенного коневодства и овцеводства, возрождение кролиководства и звероводства (производства пушнины, мехов и меховых изделий), организация производств высококачественной кожи и кожаных изделий, создание масштабного пчеловодства и индустрии изготовления продуктов на основе меда, создание рыбной индустрии (разведение, хранение и переработка пресноводных рыб; доставка до региона морской рыбы, ее хранение в замороженном виде, переработка и последующая реализация на рынке).
Для АПК РБ необходима разработка новой отраслевой структурной политики, увязанной с имевшейся в бывшем СССР и возрождаемой теперь стратегией размещения производительных сил на территории РБ, поскольку известно, что специфика АПК любого региона заключается в тесной связи размещения производства и существующих природно-климатических и почвенных условий на территории региона.
Новая Стратегия должна учитывать и требования нарождающегося в России конкурентного рынка сельскохозяйственной продукции (как сырья, так и продовольствия). По этой причине лишь те отрасли АПК РБ и их отдельные предприятия и организации будут иметь успех и должны поддерживаться государством, которые являются высококонкурентными на соответствующих рынках России и мира.
В пользу необходимости разработки Стратегии и последующего внедрения полномасштабной модели стратегического управления развитием АПК РБ свидетельствует и проблема нехватки инвестиций в экономику республики. Причиной этого не в последнюю очередь является «сверхосторожность» частных инвесторов, которая во многом обусловлена непредсказуемостью действий государственных структур в сфере взаимодействия государства и бизнеса.
Для роста взаимного доверия структур бизнеса и государства республике необходимы общерегиональная стратегия и опирающаяся на нее региональная система долгосрочного планирования и управления, направленная на достижение стратегических целей и реализуемая на базе стабильных «правил игры».
Миссия АПК РБ. Предназначение или смысл существования, то есть миссия, комплекса в современных рыночных условиях - это:
- гарантированное решение задачи накормить население республики строго в соответствии с научно обоснованными нормами питания сырьевыми (мясо, молоко, яйца, рыба, картофель, сахарная свекла, подсолнух и т.п.) и переработанными (хлеб и хлебопродукты, молокопродукты, мясопродукты, птицепродукты, растительное масло, сахар, рыбопродукты и др.) продуктами сельского хозяйства;
- обеспечение работой и формирование высокого качества жизни сельского населения Башкортостана, занятого в производстве, хранении и переработке продуктов сельского хозяйства и последующей их доставке и продаже конечным потребителям – домашним хозяйствам республики;
- обеспечение высокого качества жизни работников отраслей сельской инфраструктуры на территории РБ (образование, здравоохранение, культура, энергетика, коммунальное хозяйство, транспорт, строительство, связь, торговля, спорт и др.);
- создание на селе комфортных условий для привлечения потенциальных инвесторов через формирование и укрепление благоприятного инвестиционного климата (включая сформированную систему публично-частного партнерства, а также прозрачность и предсказуемость на длительные отрезки времени действий государства на всех уровнях иерархии государственной и местной власти);
- создание на селе комфортных условий для туристов и других гостей, приезжающих в сельскую местность РБ;
- гарантированное решение и дальнейшее поддержание режима продовольственной безопасности РБ, а после достижения последнего – государственная поддержка экспорта излишков конкурентного сельскохозяйственного сырья и конкурентных продуктов его переработки в регионы России и за рубеж;
- на основе признания государством, обществом и бизнесом высокого статуса аграрного труда, с учетом общественной и государственной поддержки села, устранения безработицы и диспаритета цен, достойного уровня оплаты сельского труда, формирование для сельских жителей независимо от возраста, пола, национальности, религиозной принадлежности, социального статуса и материальной обеспеченности атмосферы предсказуемости и уверенности в завтрашнем дне.
В совокупности с решением пакета вышеперечисленных стратегических задач это приведет к закреплению в АПК РБ молодых кадров, остановит процесс вымирания села.
Количественные стратегические цели АПК РБ:
- выйти в 2019–2020 гг. на среднедушевое потребление продукции АПК РБ и продовольствия по научно обоснованным нормативам питания в год на одного жителя РБ (в расчете на ожидаемую численность населения РБ в этот период (наш прогноз) 4200–4300 тыс. чел.): мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – 78–80 кг; молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) – 400–410 кг; яиц – 310–315 шт.; рыбы и рыбопродуктов (в пересчете на рыбу) – 25–30 кг; сахара – 42–45 кг; масла растительного – 12–13 кг; картофеля и продуктов его переработки (в пересчете на картофель) – 150–155 кг; овощей и бахчевых культур – 100–110 кг; хлеба и хлебопродуктов (в пересчете на муку) – 115–120 кг;
- довести долю основных видов сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, производимых на территории РБ, в 2020 г. до 80–85 % от общего объема их потребления в Башкортостане (кроме картофеля, сахара, овощей, фруктов, растительного масла, рыбы, по которым импорт может быть более 10–15 % от объемов потребления);
- для достижения цели 1 с учетом поправки на уровень местного производства и переработки в расчете на ожидаемую численность населения РБ в этот период выйти в 2019–2020 гг. на уровень среднегодового производства в АПК РБ по формуле:
Псг/РБ = (Потр/ср. душ. РБ * Ч нас. РБ прогн.) * (1,1–1,3)1, где
Псг/РБ – среднегодовое производство в АПК РБ в 2019–2020 гг., в натуральных единицах измерения;
Потр/ср. душ. РБ – среднедушевое годовое потребление продукта, в натуральных единицах измерения;
Ч нас. РБ прогн. – прогнозируемая среднегодовая численность постоянного населения РБ, чел.;
(1,1–1,3) – коэффициент, учитывающий потребности непостоянного населения на территории РБ, а также потребности для создания резервов данного продукта в РБ;
- для гарантированного и надежного функционирования АПК РБ путем наращивания земельного и технико-производственного потенциала региона обеспечить за период 2010–2020 гг.:
- прирост земель: под зерновые культуры – на 20–22 %; под технические культуры – на 10–15 %; под картофель – до 20 %; под овощи и фрукты – на 25–35 %; под луга и пастбища для скота – в 3 раза; под травы и липовые деревья – в 2,8–3 раза; под посевы химически чистых трав (для сбора лекарственных растений и экологически чистого пчеловодства) – в 4–5 раз; мелиорированных (всеми методами мелиорации) земель – не менее чем в 3 раза;
- прирост тепличных площадей: под огурцы и помидоры – в 3 раза; под другие овощи и фрукты – в 2,5–2,6 раза; под цветы – в 5–6 раз;
- увеличение поголовья скота (по всем видам хозяйствующих субъектов), в том числе: крупного рогатого скота (КРС) – в 1,7–1,8 раза; свиней – в 2 раза; лошадей, овец и коз – в 3,5–4,0 раза (в том числе племенных лошадей – не менее чем в 8–10 раз);
- увеличение численности птицы (для всех видов хозяйствующих субъектов), в том числе: кур – до 1,5 раз, уток и индюков – не менее чем в 3,5 раза, гусей – в 2–2,2 раза;
- прирост количества пчелиных ульев в 2,5–3 раза;
- прирост внесенных удобрений (по весу) не менее чем в 3 раза; органических удобрений (включая переработанные отходы животноводства и птицеводства) – в 10–12 раз;
- прирост площадей всех видов открытых водоемов с режимом искусственного зарыбления в 4–5 раз;
- прирост производства свежих и концентрированных кормов не менее чем в 3 раза;
- укрепить, в основном на базе государственного бюджетного ссудного, лизингового и банковского целевого финансирования (в том числе льготного кредитования), развития моделей государственно-частного и публично-частного партнерства и государственной поддержки малого (в первую очередь инновационного) и среднего, в том числе – фермерского, бизнеса, материально-техническую базу модернизации АПК:
- построить или реконструировать на селе не менее 20 племенных и селекционно-генетических центров;
- построить на реках и открытых водоемах 8–10 рыборазводных заводов, создать не менее 40–50 рыбных хозяйств и заводов;
- построить за указанный период не менее 110–150 малых семейных (фермерских) животноводческих ферм;
- реконструировать за указанный период на базе заброшенных животноводческих ферм бывших колхозов и совхозов, обанкротившихся сельскохозяйственных производственных кооперативов не менее 70–80 животноводческих и птицеводческих строений и комплексов для размещения нового поголовья численностью до 15–25 тыс. голов КРС и свиней, а также до 100–150 тыс. голов птицы;
- приватизировать (акционировать) в течение 2012–2013 гг. наиболее сильные ГУСП РБ – совхозы «Рощинский» и «Алексеевский», сохранив контрольные пакеты акций в собственности РБ;
- на базе моделей партнерства государства и кооператоров возродить во всех сельских районах РБ потребительскую кооперацию, с тем чтобы в 2019–2020 гг. (в среднем за год) на ее долю приходилось:
- заготовки молока, мяса животных и птицы (уток, индюков, перепелов, гусей и др.) – не менее 15–20 % по весу от итога по региону;
- заготовки и переработки пуха и перьев птичьих, ягод и грибов – лесных и выращенных, меда, лекарственных растений – не менее 40–50 % от итога по региону;
- заготовки и переработки рыбы пресноводной (речной, прудовой, горной речной форели и хариуса) – до 30–35 % от всего улова;
- выращивания, заготовки и переработки зелени, овощей, фруктов и корнеплодов – до 15–25 % от итога по региону (включая продукцию садоводов и ЛПХ).
Для воссоздания материально-технической базы потребительской кооперации государству целесообразно выделить кооператорам бюджетные ссуды на сумму до 200–250 млн руб. и льготные кредиты на сумму 400–500 млн руб. (за период);
- следует директивно установить, что главной отраслью специализации АПК РБ на предстоящее десятилетие является производство и реализация населению Башкортостана молока и молочных продуктов, мяса (животных и птицы) и мясопродуктов (в целом – продуктов питания животного происхождения).