Концептуальные подходы к формированию Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011-2020 годы
Автор(ы): Багаев Герольд Васильевич, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Качественные стратегические цели АПК РБ:
- в течение 2011-2020 гг. рекомендовано провести мероприятия по диверсификации структуры пищевой индустрии РБ. В частности, предлагается:
- нарастить в сельских районах Зауралья отгонное овцеводство и пастбищное коневодство;
- возродить башкирскую породу лошадей;
- районы северо-востока, севера и северо-запада республики целесообразно специализировать преимущественно на производстве молока и молочных продуктов глубокой переработки. В этой связи нужно перенацелить растениеводство (производство зерновых культур) на преимущественное выращивание ячменя, овса и ржи, а также построить несколько заводов по выпуску комбикормов;
- районы севера, северо-запада и запада республики целесообразно специализировать преимущественно на выращивании КРС, производстве мяса говядины и мясопродуктов;
- районы агломерации «Уфа и центр РБ» целесообразно специализировать на выращивании птицы и свиней, а также на глубокой переработке мяса птицы и свинины;
- расширить выращивание уток, гусей, индюков, страусов, перепелов и последующую их переработку в конечные продукты питания по всей территории Башкорто стана;
- возродить разведение кроликов и звероводство на территории РБ, а также производство меховых и пушных изделий, выделку шкур и производство натуральной кожи и изделий из нее (в том числе кожаной одежды и обуви);
- на территории РБ в 2011-2020 гг. планируется сформировать часть международного рыбного кластера, в котором республике отводится роль разведения, производства (выращивания) и переработки в рыбопродукты пресноводной прудовой рыбы (судак, лещ, карп, толстолобик, налим и др.); разведения, выращивания и переработки в рыбопродукты пресноводной горной рыбы (форель, хариус и т.п.); доставки (из Норвегии и регионов Дальнего Востока РФ), хранения, переработки морской рыбы и морепродуктов, реализации рыбы и рыбопродуктов (свежих, замороженных и переработанных) населению РБ и соседних регионов - субъектов РФ;
- в отношении производства картофеля и технических культур (подсолнечник, сахарная свекла и др.) как недостаточно конкурентных в климатических условиях Башкортостана видов продукции предлагается поддерживающая стратегия, или обеспечение (с минимально допустимыми затратами) только текущих потребностей работающих заводов по производству подсолнечного масла и сахара (без строительства новых предприятий такого рода), а также в целях частичного удовлетворения минимальных потребностей населения республики в картофеле. Выбор поддерживающей стратегии объясняется противоречивым действием двух факторов: с одной стороны, отмечается сравнительно низкая урожайность картофеля и технических культур на территории РБ (по сравнению с главными производящими центрами в России, на Украине, в Белоруссии и Польше); с другой - имеются исторические традиции в потреблении населением РБ местных сортов картофеля, сахара и растительного масла;
- рекомендуется специализировать сельские районы с черноземными почвами и прилегающие местности, то есть центр и часть западных районов Башкортостана, преимущественно на производстве зерна (яровых и озимых культур). Такое решение опирается на сочетание следующих обстоятельств: сравнительно низкая урожайность и товарность по зерновым культурам на территории РБ (кроме вышеуказанных сельских районов), существенно уступающая урожайности Краснодарского и Ставропольского краев, регионов Западной Сибири и Алтая; необходимость иметь минимальный страховой запас собственного производства (на случай неурожая или резкого повышения цен на зерно, поступающее из перечисленных регионов России и от зарубежных поставщиков).
Объект и субъект стратегического управления. Стратегия опирается на следующие принципиальные подходы:
Предлагаемые организационно-управленческие инновации обусловлены сложностью поставленных в Стратегии задач, а также объективной необходимостью перевода АПК РБ на полномасштабное стратегическое управление. Для этого в первоочередном порядке необходимо сделать следующее.
- Переименовать агропромышленный комплекс РБ в агропродоволь- ственный комплекс. Соответственно духу, конечной направленности и содержанию перемен в деятельности АПК РБ и его названии переименовать Министерство сельского хозяйства РБ (Минсельхоз РБ) в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (Минсельхозпрод РБ). Тем самым вместо ориентировки отраслевого комплекса и управляющего им ведомства на производство сельскохозяйственных продуктов (то есть в основном сырья) будет обозначена ориентация на производство и доведение до конечного потребителя продовольственных товаров.
- Возложить на Минсельхозпрод РБ функции (полномочия, права, обязанности, ресурсы и ответственность) по всему циклу управления новым (агропродовольственным) комплексом в экономике РБ (прогнозирование, планирование, организация: научное, методическое, нормативно-правовое, кадровое и образовательное, информационное, материально-техническое и иное обеспечение, координация, учет и контроль, анализ результатов деятельности) по разработке и реализации всего пакета законопроектов, методик и нормативов, программ, проектов и планов мероприятий, связанных с надежным и эффективным функционированием, а также с социально и инновационно ориентированным развитием АПК РБ.
- Для гарантированного финансового обеспечения исполнения Стратегии на Минсельхозпрод РБ предлагается возложить функции единого заказчика и распорядителя бюджетных ресурсов в части, выделенной на развитие АПК РБ (включая переработку сырья и торговлю продовольственными товарами на территории РБ) и отрасли экономики республики, связанные с сельскими территориями.
- В целях легитимизации «Стратегии развития АПК РБ на 2011-2020 годы»» и вытекающих из нее управленческих документов объективно необходимо и предлагается Минсельхозпроду РБ в кратчайшие сроки совместно с Государственным Собранием - Курултаем РБ разработать и принять весь пакет новых и изменяемых (как следствие утверждения Стратегии) законов РБ и иных нормативных актов.
- Для развертывания Стратегии в пакеты конкретных мероприятий под руководством Минсельхозпрода РБ до сентября-ноября 2011 г. нужно разработать и утвердить постановлениями Правительства РБ целевые программы развития ведущих отраслей АПК РБ.
- Для создания законченных технологических цепочек по зонам республики Правительству РБ и администрациям сельских районов и городов РБ в течение второго-третьего кварталов 2011 г. с привлечением на конкурсной основе организаций республиканского и российского бизнеса рекомендуется разработать и утвердить совместными соглашениями Минсельхозпрода РБ и представителей бизнеса программы создания и развития важнейших кластеров.
- Считаем целесообразным до конца 2011 г. разработать и утвердить указами Президента РБ целевые республиканские программы научно-технического, инновационного, образовательного (кадрового), производственного и информационного обеспечения процессов разработки и реализации «Стратегии развития АПК РБ на 2011-2020 годы».
В качестве управляющей компании этих программ (и иных документов Стратегии) предлагаем создать Консорциум в следующем составе: Минсельхозпрод РБ, Башкирский государственный аграрный университет и Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ.
- Во всех сельских поселениях республики до конца текущего года целесообразно провести обсуждение новой Стратегии на общих собраниях трудовых коллективов, включая коллективы коммерческих структур и их собственников.
Реализация идей Стратегии и достижение стратегических целей развития АПК РБ будут способствовать формированию (на примере агропродовольственного комплекса РБ) базы для разработки (до конца текущего года) и внедрения в практику (уже с 2012 г.) модели стратегического управления экономикой РБ в целом - этой сложнейшей системой, состоящей из политического, социального, научно-технического, производственного, экологического, коммерческого (финансово-экономического и бюджетного) секторов.