Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Концептуальные подходы к формированию Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011-2020 годы

Автор(ы): Багаев Герольд Васильевич, канд. экон. наук, профессор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Качественные стратегические цели АПК РБ:

  • в течение 2011-2020 гг. рекомендовано провести мероприятия по диверсификации структуры пищевой индустрии РБ. В частности, предлагается:
    • нарастить в сельских районах Зауралья отгонное овцеводство и пастбищное коневодство;
    • возродить башкирскую породу лошадей;
    • районы северо-востока, севера и северо-запада республики целесообразно специализировать преимущественно на производстве молока и молочных продуктов глубокой переработки. В этой связи нужно перенацелить растениеводство (производство зерновых культур) на преимущественное выращивание ячменя, овса и ржи, а также построить несколько заводов по выпуску комбикормов;
    • районы севера, северо-запада и запада республики целесообразно специализировать преимущественно на выращивании КРС, производстве мяса говядины и мясопродуктов;
    • районы агломерации «Уфа и центр РБ» целесообразно специализировать на выращивании птицы и свиней, а также на глубокой переработке мяса птицы и свинины;
    • расширить выращивание уток, гусей, индюков, страусов, перепелов и последующую их переработку в конечные продукты питания по всей территории Башкорто стана;
    • возродить разведение кроликов и звероводство на территории РБ, а также производство меховых и пушных изделий, выделку шкур и производство натуральной кожи и изделий из нее (в том числе кожаной одежды и обуви);
  • на территории РБ в 2011-2020 гг. планируется сформировать часть международного рыбного кластера, в котором республике отводится роль разведения, производства (выращивания) и переработки в рыбопродукты пресноводной прудовой рыбы (судак, лещ, карп, толстолобик, налим и др.); разведения, выращивания и переработки в рыбопродукты пресноводной горной рыбы (форель, хариус и т.п.); доставки (из Норвегии и регионов Дальнего Востока РФ), хранения, переработки морской рыбы и морепродуктов, реализации рыбы и рыбопродуктов (свежих, замороженных и переработанных) населению РБ и соседних регионов - субъектов РФ;
  • в отношении производства картофеля и технических культур (подсолнечник, сахарная свекла и др.) как недостаточно конкурентных в климатических условиях Башкортостана видов продукции предлагается поддерживающая стратегия, или обеспечение (с минимально допустимыми затратами) только текущих потребностей работающих заводов по производству подсолнечного масла и сахара (без строительства новых предприятий такого рода), а также в целях частичного удовлетворения минимальных потребностей населения республики в картофеле. Выбор поддерживающей стратегии объясняется противоречивым действием двух факторов: с одной стороны, отмечается сравнительно низкая урожайность картофеля и технических культур на территории РБ (по сравнению с главными производящими центрами в России, на Украине, в Белоруссии и Польше); с другой - имеются исторические традиции в потреблении населением РБ местных сортов картофеля, сахара и растительного масла;
  • рекомендуется специализировать сельские районы с черноземными почвами и прилегающие местности, то есть центр и часть западных районов Башкортостана, преимущественно на производстве зерна (яровых и озимых культур). Такое решение опирается на сочетание следующих обстоятельств: сравнительно низкая урожайность и товарность по зерновым культурам на территории РБ (кроме вышеуказанных сельских районов), существенно уступающая урожайности Краснодарского и Ставропольского краев, регионов Западной Сибири и Алтая; необходимость иметь минимальный страховой запас собственного производства (на случай неурожая или резкого повышения цен на зерно, поступающее из перечисленных регионов России и от зарубежных поставщиков).

Объект и субъект стратегического управления. Стратегия опирается на следующие принципиальные подходы:

  • решительное возрастание роли государства в управлении при безусловном преобладании экономических методов и принципиально новых институтов в государственном управлении;
  • нацеленность на полное использование возможностей всех видов аграрного предпринимательства - крупного и среднего бизнеса (крупных ГУСП, коммерческих фирм и агрохолдингов, малого предпринимательства (крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные сельские предприниматели без образования юридического лица), конкурентного потенциала коммерчески ориентированных личных подсобных хозяйств сельчан РБ в целях наращивания товарной направленности этого сектора АПК на базе развития публично-частного партнерства (ПЧП) и закупочно-сбытовой кооперации;
  • стимулирование привлечения масштабных частных инвестиций в развитие АПК РБ, в первую очередь - в сферу переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью. Основная модель - государственная поддержка частных инвесторов на основе 11411 и государственно-частного партнерства (ГЧП) и вложения этих средств в приоритетные отрасли    АПК РБ, а также в развитие стагнирующих сельских территорий;
  • для выделения приоритетных отраслей АПК, которым в перспективе будет оказываться государственная поддержка, используется деление территории РБ на зоны по природно-климатическим и почвенным условиям и создание в этих зонах кластеров с законченными технологическими цепочками, производящих высококонкурентную продукцию. Такая схема организации позволит максимально сосредоточить на территории республики добавленную и прибавочную стоимость, создаст дополнительные рабочие места, пополнит местные и республиканский бюджеты, снизит диспаритет цен между производителями продукции сельского хозяйства, ее переработчиками, сервисными организациями и продавцами продовольствия (в пользу первичных производителей-аграриев);
  • приоритетной отраслью для АПК РБ признается мясо-молочное животноводство, при этом ускоренными темпами необходимо развивать коневодство, свиноводство и овцеводство. Четкая специализация снизит имеющее место «распыление» дефицитных бюджетных средств, а также приведет к росту концентрации частного капитала в АПК РБ;
  • вместо прямого субсидирования издержек отдельных товаропроизводителей, которое противоречит принципу равной конкуренции, будет сформировано новое главное направление государственного финансирования - вложение средств в развитие племенного и сорто-селекционного секторов, в восстановление почвенного плодородия, развитие на селе инфраструктуры и социальных отраслей, рост на порядок объемов льготной ипотеки для молодежи и специалистов, привлечение на село выпускников вузов и техникумов на контрактной основе, поддержку проектов комплексного освоения территорий и массового строительства доступного социального жилья.

    Замена прямого субсидирования издержек отдельных производителей на финансирование лучших условий работы для всех товаропроизводителей - такой «поворот» бюджетных средств в итоге будет полностью соответствовать требованиям Всемирной торговой организации, куда Россия намерена войти до конца 2011 г.;

  • рост стабильности производства и потребления сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров через переход на пятилетнее скользящее планирование и соответствующее бюджетирование. Этот шаг, одновременно с жестким закреплением обязательств государственных министерств и ведомств перед бизнесом через договоры ГЧП и П4П, усилит мотивацию бизнес-структур к инвестированию в стабильно развивающуюся отрасль. Данный шаг исключительно важен для формирования привлекательного имиджа республики для инвесторов, однако он крайне сложен по своим задачам и невозможен без научных разработок;
  • снижение рисков от неблагоприятных природно-климатических явлений за счет опережающего развития мелиорации, искусственного орошения земель, формирования резервного фонда зерна и других видов сырья.

Предлагаемые организационно-управленческие инновации обусловлены сложностью поставленных в Стратегии задач, а также объективной необходимостью перевода АПК РБ на полномасштабное стратегическое управление. Для этого в первоочередном порядке необходимо сделать следующее.

  1. Переименовать агропромышленный комплекс РБ в агропродоволь- ственный комплекс. Соответственно духу, конечной направленности и содержанию перемен в деятельности АПК РБ и его названии переименовать Министерство сельского хозяйства РБ (Минсельхоз РБ) в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (Минсельхозпрод РБ). Тем самым вместо ориентировки отраслевого комплекса и управляющего им ведомства на производство сельскохозяйственных продуктов (то есть в основном сырья) будет обозначена ориентация на производство и доведение до конечного потребителя продовольственных товаров.
  2. Возложить на Минсельхозпрод РБ функции (полномочия, права, обязанности, ресурсы и ответственность) по всему циклу управления новым (агропродовольственным) комплексом в экономике РБ (прогнозирование, планирование, организация: научное, методическое, нормативно-правовое, кадровое и образовательное, информационное, материально-техническое и иное обеспечение, координация, учет и контроль, анализ результатов деятельности) по разработке и реализации всего пакета законопроектов, методик и нормативов, программ, проектов и планов мероприятий, связанных с надежным и эффективным функционированием, а также с социально и инновационно ориентированным развитием АПК РБ.
  3. Для гарантированного финансового обеспечения исполнения Стратегии на Минсельхозпрод РБ предлагается возложить функции единого заказчика и распорядителя бюджетных ресурсов в части, выделенной на развитие АПК РБ (включая переработку сырья и торговлю продовольственными товарами на территории РБ) и отрасли экономики республики, связанные с сельскими территориями.
  4. В целях легитимизации «Стратегии развития АПК РБ на 2011-2020 годы»» и вытекающих из нее управленческих документов объективно необходимо и предлагается Минсельхозпроду РБ в кратчайшие сроки совместно с Государственным Собранием - Курултаем РБ разработать и принять весь пакет новых и изменяемых (как следствие утверждения Стратегии) законов РБ и иных нормативных актов.
  5. Для развертывания Стратегии в пакеты конкретных мероприятий под руководством Минсельхозпрода РБ до сентября-ноября 2011 г. нужно разработать и утвердить постановлениями Правительства РБ целевые программы развития ведущих отраслей АПК РБ.
  6. Для создания законченных технологических цепочек по зонам республики Правительству РБ и администрациям сельских районов и городов РБ в течение второго-третьего кварталов 2011 г. с привлечением на конкурсной основе организаций республиканского и российского бизнеса рекомендуется разработать и утвердить совместными соглашениями Минсельхозпрода РБ и представителей бизнеса программы создания и развития важнейших кластеров.
  7. Считаем целесообразным до конца 2011 г. разработать и утвердить указами Президента РБ целевые республиканские программы научно-технического, инновационного, образовательного (кадрового), производственного и информационного обеспечения процессов разработки и реализации «Стратегии развития АПК РБ на 2011-2020 годы».

    В качестве управляющей компании этих программ (и иных документов Стратегии) предлагаем создать Консорциум в следующем составе: Минсельхозпрод РБ, Башкирский государственный аграрный университет и Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ.

  8. Во всех сельских поселениях республики до конца текущего года целесообразно провести обсуждение новой Стратегии на общих собраниях трудовых коллективов, включая коллективы коммерческих структур и их собственников.

Реализация идей Стратегии и достижение стратегических целей развития АПК РБ будут способствовать формированию (на примере агропродовольственного комплекса РБ) базы для разработки (до конца текущего года) и внедрения в практику (уже с 2012 г.) модели стратегического управления экономикой РБ в целом - этой сложнейшей системой, состоящей из политического, социального, научно-технического, производственного, экологического, коммерческого (финансово-экономического и бюджетного) секторов.

2
1