Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Социально-правовые основы борьбы

Автор(ы): З. Д. Еникеев, д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Коррупция - социальное зло, масштабы которого в нашей стране свидетельствуют, что сегодня она представляет серьезную, причем реальную опасность для общества и государства. Президент России Д.А.Медведев, выступая 19 мая 2008 года на совещании по проблемам противодействия коррупции, заявил: «Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься». При этом он подчеркнул: «Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким... Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения» [25].

Коррупция есть одна из угроз безопасности нашего Отечества, следует ввести в стране антикоррупционные стандарты, - об этом сказано в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента РФ от 31 июля 2008 года [17, 10]. О необходимости этого говорят и социологические данные. Так, 89 % опрошенных еще в 2001-2002 годах подтверждали широкую распространенность коррупции во властных структурах [7, 63]. На проведенной в феврале 2007 года международной конференции, посвященной борьбе с организованной преступностью в современной России, также прозвучали удручающие результаты опроса общественного мнения: около 80 % населения нашей страны и более 90 % предпринимателей приходилось участвовать в коррупционных схемах [11, 10]. По оценкам экспертов, из-за коррупции Россия в год теряет сотни миллиардов рублей [2, 5; 8, 24-25и др.]. Опасность этого негативного явления для национальных интересов страны состоит и в том, что коррупции подвержены практически все уровни власти и жизненно важные сферы деятельности государства: жилищно-коммунальная, здравоохранения, образования, правоохранительная, налоговая, таможенная, судебная. В Докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» отмечается: «Коррупция, включающая откровенный рэкет со стороны государственных структур, грубые нарушения прав граждан России, достигла в нашей стране невиданных высот, стала значительной составляющей организованной преступности и условием ее активной деятельности в России» [5, 271]. Укоренилось мнение, что без «стимулирования» того или иного должностного лица невозможно решить ни одной проблемы. Оно выражается в таких стереотипных утверждениях, как: «Пока есть государство, будет коррупция», «Коррупция стала нашей конституцией, а отсутствие ответственности за нее - повседневной практикой»; «Коррупция - это норма жизни общества, без этого ничего не сделать»; «Коррупция - рыночный стимул развития экономики»; «Коррупция - нормальное условие жизни»; «Коррупция - это благо для России, без коррупции невозможно реально работать в нашей экономике» [6, 3; 12, 25; 23, 9 и др.]. Очевидно, поэтому в Послании Президента Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года коррупция названа врагом «номер один» для свободного, демократического и справедливого общества [19, 4].

О проблемах борьбы с коррупцией в нашей стране говорилось еще много лет назад. В частности, в постановлении Съезда народных депутатов Российской Федерации от 14 декабря 1992 года «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» Верховному Совету РФ предлагалось в первом полугодии 1993 года завершить разработку и принять законодательные акты о борьбе с коррупцией, с организованной преступностью, бандитизмом, терроризмом, о введении порядка проведения обязательной криминологической экспертизы проектов законов [15, 6]. Эти вопросы поднимались в Заключении по парламентским слушаниям «Борьба с преступностью и укрепление правопорядка в Российской Федерации» (одобрено Постановлением Совета Федерации от 8 апреля 1994 года), Заключении по результатам парламентских слушаний «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях» (одобрено Советом Федерации 24 сентября 1997 г.), Постановлении Совета Федерации от 4 сентября 1998 г. «Об информации и.о. министра внутренних дел Российской Федерации и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти», Рекомендациях по результатам «круглого стола» на тему «О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации» (одобрены Постановлением Совета Федерации от 26 июля 2000 г.), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. в новой редакции) и в некоторых других политико-правовых документах России.

Однако на деле системной, надлежаще организованной борьбы с коррупцией не было. И это несмотря на остроту данной проблемы и международно-правовые установки, предлагающие государствам активизировать борьбу против коррупции, подрывающей экономические, социальные, духовно-культурные и моральные устои общества. К примеру, в принятых 14 декабря 1990 года Генеральной Ассамблеей ООН Рекомендациях относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития указывается: «В высшей степени важно, чтобы государства: а) проанализировали адекватность своего уголовного законодательства, включая процессуальные нормы, с тем чтобы реагировать на все виды коррупции, и соответствующие действия, способствующие или содействующие коррупции, и применяли санкции, которые обеспечат надлежащее сдерживание; Ь) разработали административные и регулятивные механизмы для предупреждения коррупции или злоупотребления властью; с) установили процедуры выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц; ё) разработали правовые положения для конфискации средств и имущества, приобретенных в результате коррупции; е) приняли надлежащие меры в отношении предприятий, причастных к коррупции» (п. 8) [20, 35].

Однако в 1990-е годы ввиду бесконтрольности, безответственности власти в нашей стране были созданы благодатные условия не для выполнения этих крайне важных международно-правовых задач, а, напротив, для разгула преступности и коррупции [12, 20-27]. Уместно привести по этому поводу слова В.В.Путина из Послания Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года: «С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан» [16, 1].

Причин коррупции было много в те годы, их и сейчас остается немало. В качестве таковых Советом Федерации названы: крайне либеральное федеральное законодательство, в том числе и уголовное, в отношении лиц, совершающих коррупционные действия; отсутствие целенаправленной государственной политики по противодействию коррупции и ее профилактике; эпизодичность борьбы с коррупцией и ее рекламный характер; высокий разрыв между богатыми и бедными слоями населения; необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями; незаконченность и несовершенство административной реформы; состояние общественной морали, насаждение новых (западных) нравственных ценностей; правовая неграмотность подавляющей части населения страны; неэффективность функционирования большинства институтов власти; отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций [5, 271-272].

В этой связи следует заметить, что имело место и продолжается до сих пор пренебрежение не только к отечественному, но и к международному праву, хотя Россия, принимая еще 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете, заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права. В области борьбы с коррупцией для нашей страны стандартное значение имеют: Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 6 ноября 1997 года «По двадцати руководящим принципам борьбы против коррупции», Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27 января 1999 года, «О гражданско- правовой ответственности за коррупцию» от 4 ноября 1999 г., Модельный закон «О борьбе с коррупцией», принятый 3 апреля 1999 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств, и многие другие международные акты. В них содержатся весьма ценные положения по обеспечению эффективной борьбы с коррупцией.

Так, в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. в числе мер по противодействию коррупции предлагалось принимать эффективные законодательные меры для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц и наказания за нее (ст. 9) [3, 434]. В материалах Десятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями показаны и характерные черты коррупции. Таковыми признаны: организованная преступность и преступления, связанные с коррупцией на высоком уровне - это, как правило, преступления власть имущих; эти лица часто имеют как заинтересованность, так и способность манипулировать или искаженно применять закон, организовывать судебное разбирательство и даже законотворчество в целях получения неоправданных преимуществ или избежания уголовной ответственности за совершенные правонарушения; поскольку власть имущие обходят закон, остальное население его не соблюдает либо соблюдает только в случае реальной угрозы принятия санкций; коррупционеры, как правило, совершают преступления, относящиеся к категории тяжких и наносящие колоссальный ущерб обществу; последствия коррупции катастрофичны как для народного хозяйства в целом, так и для отдельных граждан [3, 165, 231-246].

В политическом, правовом и организационном плане трудно переоценить значение Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 г.). В ней говорится, что коррупция подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Указывается, что «предупреждение и пресечение коррупции - это обязанность всех государств» и что «всеобъемлющий и многодисциплинарный подход необходим для предупреждения коррупции и борьбы с ней». В ст. 5 Конвенции прописана обязанность каждого государства: разрабатывать и осуществлять или проводить эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности; периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней [27]. Благо, что закрепленные в Конвенции идеи сегодня трансформируются в российскую правовую действительность, совершенствуется антикоррупционное законодательство, а его положения приводятся в соответствие с международными стандартами.

Коррупция несовместима с принципами правового и социального государства, каким должна стать Россия согласно своей Конституции (ст. 1, 7). Поэтому нынешним руководством страны правильно взят решительный курс на борьбу против коррупции. Сегодня выражена не только твердая политическая воля государства в этой области, но и принимаются активные меры по наращиванию антикоррупционного потенциала страны. В декабре 2008 года приняты федеральные законы о противодействии коррупции, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона о противодействии коррупции и в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию [18]. Наконец-то законодательно определено понятие «коррупция», которая в ст. 1. Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года интерпретируется как: п. 1 а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В ст. 2 указанного закона установлены основные принципы противодействия коррупции, а именно: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Борьбе с коррупцией уделяется большое внимание в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В частности, в числе проблем, требующих решения для повышения эффективности политико- правовых институтов, обеспечения исполнения законодательства, обозначена борьба с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных хозяйственных структурах (естественных монополиях). Сказано: «Это требует радикального повышения прозрачности, изменения системы мотивации, противодействия криминальному использованию государственными служащими служебного положения в личных интересах в целях содействия бизнесу, созданию необоснованных административных ограничений бизнеса, усиления ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением, в том числе на основании косвенных принципов коррупции (принцип незаконного обогащения)... Государство будет систематически сотрудничать с общественными структурами, содействующими утверждению законности, искоренению коррупции и произвола недобросовестных чиновников» [22].

Вне всякого сомнения, претворение в жизнь намеченных социально- экономических задач поможет избавиться от коренных причин, порождающих коррупцию и блокирующих ее преодоление.

1
  2