Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Социально-правовые основы борьбы

Автор(ы): З. Д. Еникеев, д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

В решении антикоррупционных задач велика роль правоохранительных органов. Ведь противодействие коррупции включает в себя и их деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. Поэтому от профессионализма и нравственных качеств сотрудников этих органов в значительной степени зависит эффективность борьбы с коррупцией. Справедливости ради следует сказать, что в этом деле есть и определенные результаты. Органами прокуратуры в 2008 г. выявлены: более 200 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции в области государственной и муниципальной службы; более 10 тысяч нормативных актов органов местного самоуправления и властных структур субъектов Федерации, которые содержали коррупционные факторы; более 40 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. После прокурорских проверок обращений граждан возбуждено 3400 уголовных дел по коррупции. Как отмечает Генеральный прокурор Ю.Я.Чайка, «кое-где борьба с коррупцией лишь имитируется, а за взятки привлекают далеко не тех чиновников, кого следовало бы» [13, 6].

Реализация антикоррупционных законов зависит также от качества правосудия, которое в условиях правового государства должно быть справедливым и эффективным. Выступая 2 декабря 2008 года на VII Всероссийском съезде судей Д.А.Медведев отметил: «.Люди вправе рассчитывать, чтобы суд работал без волокиты, без поверхностной спешки, чтобы суд всегда стоял на страже закона, чтобы преступления не оставались безнаказанными, а приговор суда их вовремя пресекал, и торжествовала справедливость» [26]. О необходимости обеспечения действенности и справедливости принимаемых судом решений говорится также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

На этом фоне чрезвычайно важным становится изжитие коррупции в самих правоохранительных и судебных органах. В этой связи мы вновь обращаемся к выступлению Д.А.Медведева на совещании по проблемам противодействия коррупции, в котором он заявил: «Особую озабоченность государства вызывает коррупция в правоохранительных органах и судебной системе» [25].

Коррупция в этой системе подрывает законность, конституционные гарантии защиты прав и свобод людей и значительно усиливает препятствия в реализации антикоррупционной политики. На самом высоком международном уровне признано принципиальное значение борьбы с коррупцией среди судей и работников правоохранительной службы, фактам их противоправного поведения предлагается уделять особое внимание. Опасность их коррумпированности заключается в том, что «организационно-правовые механизмы борьбы с коррупцией, какими бы эффективными и целенаправленными они ни были и какие бы благородные цели ни преследовали, так и не будут работать в полную силу» [9, 56]. Более того, эта социальная болезнь снижает уровень доверия населения к названным структурам государственной власти. В свою очередь данное обстоятельство служит одним из факторов, затрудняющих обеспечение максимально широкого участия общественности в антикоррупционной деятельности. Вот почему очень важно очищение кадрового состава системы юстиции от лиц, совершающих коррупционные правонарушения, и укрепление ее профессионально грамотными и безупречными в нравственном отношении специалистами.

Примечательно, что в этом плане уже делаются определенные шаги: проводится работа по выполнению Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г.), предусматривающей создание условий, исключающих коррупцию в судейском корпусе, меры повышения уровня доверия общества к судебной системе и совершенствования судопроизводства; вводятся антикоррупционные стандарты поведения судей и работников правоохранительных ведомств, то есть для них устанавливаются запреты, ограничения, обязанности и дозволения, обеспечивающие предупреждение коррупции в этих структурах; внесены соответствующие изменения в Положение о службе в органах внутренних дел и в законы о статусе судей, об органах судейского сообщества, о прокуратуре, ФСБ, судебных приставах, об оперативно-розыскной деятельности и другие. Принят Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», направленный на обеспечение гласности и открытости правосудия, повышение его качества и эффективности. Статья 12 этого закона предусматривает возможность присутствия на судебных заседаниях граждан, представителей организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений. Гласность же отправления правосудия, как известно, оказывает воспитательное и предупредительное воздействие на присутствующих в зале суда, а вместе с тем способствует укреплению режима законности, предупреждению правонарушений в судебной деятельности и юридически грамотному оформлению судебных решений.

Верховным Судом РФ в Госдуму внесен законопроект «О возмещении вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки», принятие которого также будет иметь антикоррупционное значение и послужит повышению качества правосудия и уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан.

В условиях дикого, свирепого рынка трудно бороться с коррупцией. Как отмечалось на XI Конгрессе ООН, «утверждение, будто бы «свободные» рынки и невмешательство государства в бизнес являются панацеей против коррупции, опровергается недавним опытом... Теперь каждая социально-политическая и экономическая система рождает на свет свою собственную разновидность коррупции и нет ни одной системы, которая не была бы так или иначе затронута этим явлением... Судя по всему, коррупция и нищета - тесно связанные между собой и обусловливающие друг друга явления» [9, 56]. Россия пока не избавилась от нищеты. И эта причина коррупции, надо полагать, еще будет сохраняться. К тому же «весьма живуча недооценка законодательства, в первую очередь, со стороны тех федеральных и региональных чиновников, которые никак не могут отрешиться от убеждения, что их высокое положение дает право командовать, невзирая на закон» [21, 7]. Кроме того, если чиновники нечисты на руку, коррумпированы, они не будут бороться с коррупцией, то есть с самим собой (сказанное подтверждается и общественным мнением: на вопрос социологов «Возможно ли искоренить коррупцию в России?» отрицательно ответили 67 % опрошенных, а на вопрос «Поможет ли искоренению коррупции повышение зарплаты чиновникам?» - 79 % [10]).

Но коррупционный барьер должен быть преодолен. Одно из ключевых условий для этого - создание предусмотренного ст. 118 Конституции РФ административного судопроизводства, которое повысило бы уровень правовой защиты граждан в их спорах с представителями государственной власти и местного самоуправления, укрепило бы законность в деятельности властных органов. Принятие представленного в Госдуму проекта кодекса об административном судопроизводстве, несомненно, будет способствовать предупреждению коррупционных проявлений.

Базовый закон «О противодействии коррупции» в числе основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусматривает создание механизма привлечения государственных и муниципальных служащих, общественных организаций, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции и формировании в обществе негативного отношения к коррупционному поведению. Данное положение крайне важно, так как без подключения всех здоровых сил общества успешное решение этой весьма сложной, многоаспектной социальной проблемы невозможно. Главный залог успеха в этом деле - именно поддержка населения. Причем, чем выше его сознание, правовая культура, тем шире и действеннее сотрудничество граждан с правоохранительными органами. Принимаемые в стране политические, правовые, организационные и пока скромные просветительские меры дают положительные результаты. Об этом свидетельствует поступление в органы следствия и прокуратуры России десятков тысяч сообщений о коррупционных преступлениях, которые, как правило, носят латентный характер и могут быть выявлены и пресечены только при условии такой информационной помощи граждан. Многие уголовные дела, в том числе в отношении сотрудников правоохранительных органов, возбуждаются именно по сообщениям граждан [1, 1; 13, 1, 6; 24, 4 и др.].

В Национальном плане противодействия коррупции в числе мер по повышению качества правового просвещения указывается повышение правовой культуры общества в целом. А в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года говорится, что нужна целенаправленная деятельность по борьбе с правовым нигилизмом. Иными словами, развертывание деятельности по преодолению правового нигилизма и повышению правовой культуры общества есть магистральный путь борьбы с коррупцией. Она должна обеспечивать привитие гражданам антикоррупционного иммунитета, стимулировать уважение к закону, формировать опыт и желание действовать добросовестно. Причем антикоррупционное воспитание должно осуществляться с ранних лет, начиная с детского сада, школы и т.д. В стране необходимо ввести всеобщее правовое обучение и воспитание. Для этого нужна правовая основа - федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и воспитания населения».

Активное участие населения в противодействии коррупции - настоятельная необходимость, в целях его обеспечения следует также принять федеральный закон «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», проект которого был разработан более десяти лет назад. По этому поводу заметим, что в Республике Башкортостан принят и действует Закон от 27 июня 2006 года «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан». В нем предусмотрены нормы, регулирующие как правовое воспитание и обучение населения, так и участие граждан в профилактике правонарушений (ст. 7, 21). В плане их реализации в республике проводится большая работа. Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов, констатируя, что борьбе с правонарушениями и преступностью в республике всегда уделялось серьезное внимание и так должно быть и впредь, в своем Послании Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана» от 10 апреля 2008 года указал на необходимость «принимать комплексные меры, направленные на повышение юридической грамотности, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка» [14,2].

Преодоление коррупции - длительный процесс, но решение этой проблемы - одна из приоритетных национальных задач нынешней России, и она должна неотступно выполняться. Ибо это на сегодняшний день - вопрос выживания и успешного развития нашего Отечества.

Литература

  1. Богданов В. Кастовых чиновников не будет // Российская газета. - 2008. - 7 июня.
  2. Гладунов О. Растут доходы, растут и взятки // Российская газета. - 2006. - 28 июля.
  3. Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: сб. документов. - М.: Юрлитинформ, 2001.
  4. Добрынина Е. Подкупающая откровенность // Российская газета. - 2008. - 6 июня.
  5. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». - М.: Совет Федерации, 2008.
  6. Дымарский В. Чтобы не терялись документы // Российская газета. - 2008. - 23 окт.
  7. Клейменов И.М. Проблема криминального государства // Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики: сб. науч. работ. - Вып. 3. - Омск, 2003.
  8. Комиссаров В.И. Организация противодействия коррупционным преступлениям // Актуальные вопросы правового обеспечения антикоррупционной деятельности в современных условиях. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008.
  9. XI Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок. 18-25 апреля 2005г.). Сб. документов. - М.: Юрлитинформ, 2008. - С. 56.
  10. Конькова Е. Подкупающие откровения // Российская газета «Неделя». - 2006. - 8 дек.
  11. Куликов А. 80 процентов населения участвует в коррупции // Российская газета. - 2007. - 28 февр.
  12. Лунеев В.В. Коррупция в России // Государство и право. - 2007. - № 11.
  13. Прокурорское слово и дело // Российская газета. - 2009. - 25 февр.
  14. Республика Башкортостан. - 2008. - 11 апр.
  15. Российская газета. - 1992. - 17 сент.
  16. Российская газета. - 2006. - 11 мая.
  17. Российская газета. - 2008. - 5 авг.
  18. Российская газета. - 2008. - 30 дек.
  19. Российская газета «Неделя». - 2008. - 6 нояб.
  20. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк, 1992.
  21. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С.Пиголкина. - СПб., 2003.
  22. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
  23. Федосенко В. Коррупция в законе // Российская газета. - 2008. - 18 июня.
  24. Шаров А. Мздоимство в письмах // Российская газета. - 2008. - 4 дек. Прокурорское слово и дело // Российская газета. - 2009. - 25 февр.
  25. http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/05/200940.shtml
  26. http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/12/210020.shtml
  27. http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf
2
1