Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Современная конкуренция». N 2, 2008, с. 42-50 (Изд-во в списке ВАК)

Деструктивные факторы, влияющие на развитие российской экономики и общества и пути стратегического противодействия им

Для эффективного противодействия деструктивным факторам необходимо понимание их характера и особенностей действия, системное моделирование стратегических проблем развития экономики и общества.

Предлагается следующая системная модель стратегических проблем развития российской экономики и общества (рис. 1).

Структура модели включает:

  1. На первом уровне находятся главные внешние стратегические угрозы.

    К ним относятся: глобальный экономический кризис, глобальные климатические изменения, крупномасштабные чрезвычайные ситуации, способные уничтожить целые страны, ухудшение геополитической ситуации.

  2. На втором уровне - экономика, включающая 4 основных слоя (уровня):
    • новую экономику, переход к которой превращает страну в одного из лидеров мировой экономики;
    • открытую экономику, это так называемая «белая» или прозрачная экономика, которая соответствует законодательству и принципам социальной ответственности;
    • «серую» и «деструктивную» экономики. Это два вида экономики, которые образуют так называемую теневую экономику. Однако последнюю следует дифференцировать. «Серая» экономика представляет собой уклонение от налогов, широко распространенное в России, производство продукции и услуг без государственной регистрации или сертификации, продажа контрафактной продукции. Ее особенность в том, что она наносит экономический ущерб, но не приносит вреда людям непосредственно, значительная часть населения извлекает выгоду из покупки такой продукции, которая продается дешевле продукции открытой экономики. Главный ущерб при этом несет государство, его бюджетная сфера, производители.

    Деструктивная экономика это экономика физически уничтожающая общество и государство, подрывающее его основы (рис.1). К ней относится, все, что наносит ущерб жизнедеятельности людей, уничтожает окружающую среду. В том числе производство и сбыт наркотиков, торговля людьми и подпольная торговля органами для трансплантации, подделка лекарств, производство вредных продуктов и др., браконьерство, загрязнение окружающей среды, убийства по заказу в целях захвата собственности. Центральное место в деструктивной экономике занимает коррупция в правоохранительной и судебной системах, по существу обеспечивающая ее процветание.

  3. На третьем уровне системной модели находятся приоритетные внутренние стратегические проблемы роста конкурентоспособности и эффективности развития экономики и общества включающие (рис.1):
    • радикальное обновление фондов промышленности, агрокомплекса и инфраструктуры;
    • обеспечение роста конкурентоспособности производства товаров и услуг на основе роста деловой активности населения;
    • изменение темпов инноваций во всех сферах;
    • преодоление негативных тенденций демографического спада не только за счет роста рождаемости, но и за счет сокращения смертности населения от ВИЧ инфекции, наркомании, гепатита и других пандемий, производственных травм.
  4. На четвертом уровне модели находится ряд барьеров, препятствующих решению проблем развития экономики и общества:
    • главным из них является бюрократия и коррупция, низкая культура управления госструктурами и бизнесом, снижение квалификации кадров управления. Без преодоления этого барьера, как показывает исторический опыт и теоретический анализ, невозможно решение ни одной из стратегических проблем;
    • проблема криминализации экономики и общественного сознания приводит к снижению качества жизни в обществе, препятствует всем позитивным тенденциям развития, превращает страну в конгломерат враждебно настроенных и озлобленных людей, которых не волнуют никакие проблемы, кроме собственной безопасности.

    Сегодня в России преступность достигла небывалого уровня. В стране ежегодно совершается более 10 млн. преступлений, а по численности убийств Россия по данным ООН в 8 -15 раз опережает страны Европы и в 5 раз США. В условиях экономической стабилизации, подобная ситуация не может быть объяснена ничем другим кроме слабости, непрофессионализма, коррупции и бюрократии правоохранительной системы, численность которой в расчете на 100 тыс. чел. населения одна из самых высоких в мире.

    Системная модель стратегических проблем развития экономики и общества

    Рис. 1 Системная модель стратегических проблем развития экономики и общества

    Бюрократия, криминализация и коррупция тесно связаны и одна подпитывает другую, они не могут существовать друг без друга. Решение проблемы коррупции, сегодня часто представляют в виде самостоятельной проблемы, но это лишено всякого смысла. Только разорвав устойчивые связи многих государственных служащих с преступностью можно решить проблемы стратегического развития экономики и общества РФ.

    Уровень бюрократии, коррупции и криминализации важнейшие характеристики степени здоровья государства. Так, например, для стран Скандинавии характерен низкий уровень коррупции, криминализации и бюрократии, что является одним из главных факторов достижения высокого уровня жизни. Бюрократию часто ошибочно трактуют как избыточное количество бумаг и численности служащих, не вскрывая ее сущности. Но численность служащих, количество бумаг лишь сопутствующие характеристики главного дефекта систем управления. В действительности сущность бюрократии заключается в приходе к власти в структурах управления руководителей не способных к эффективному управлению, лишенных социальной ответственности, подменяющих цели развития систем управления целями личного обогащения и благополучия, создающими систему власти, построенную на коррупции, взаимных услугах, нарушении прав и подавлении личности, прекращении инноваций, создании видимости эффективного управления.

    Следует помнить, что на протяжении всей истории человечества развитие в любых государствах бюрократии всегда приводило их к завершению жизненного цикла. Примерами могут служить как многочисленные древние государства Ассирия, Рим, Византия, так и государственные образования, распавшиеся в ХХ веке Австро–Венгрия, СССР и другие.

  5. На пятом уровне находятся главные стратегические средства решения проблем развития страны.

    К важнейшим из них, безусловно, относятся инвестиции, без которых вообще нет развития и системы управления ими.

    Чтобы инвестиции дали отдачу следует направлять их не просто в отрасли, а в конкретные инновационные проекты, характеризуемые количественными параметрами. Поскольку в противном случае бюрократии просто поглотит их. (рис. 1).

    Сегодня, как и раньше, кредиты выдают под результаты, которые большей частью не достигаются. Этот процесс по существу бесконечен. При этом значительная часть средств направляемых на проекты (по оценкам специалистов до 30%) оседает в виде различных взяток бюрократии, что делает проекты неконкурентоспособными на мировых рынках.

    Кредиты, выдаваемые под общие направления развития, неконтролируемы и дают низкую отдачу, т. е. наносят прямые убытки. Вместо кредитов, например, на «развитие транспортной системы», следует выдавать кредиты на развитие конкретного «нового вида скоростного транспорта, обеспечивающего такую-то рентабельность, такую-то экономию энергии, причем по всем (а не по отдельным) характеристикам, не уступающим лучшим видам зарубежных аналогов». Лучше затратить больше и получить более качественный продукт, чем применить традиционный российский подход «как можно дешевле» и получить низкоэффективный. Казалось бы, это очевидно, но в российской практике всегда все делается наоборот. Инвестиции это трата ресурсов и тратить их нужно обдуманно, под реальные результаты с гарантированной эффективностью.

    К сожалению, рекомендуемая сегодня в России типовая методика оценки эффективности инвестиционных проектов на основе дисконтирования денежных потоков по существу отсекает от рассмотрения инвесторов все стратегически выгодные инновационные проекты и направления развития, искажает реальную эффективность и дает дорогу самым неэффективным, примитивным разработкам и товарам, ведет к крупным потерям инвестиционных ресурсов и времени. Необходим переход к новым методам инвестиционного менеджмента, которые позволят оценить в полной мере стратегические результаты инвестиций и обеспечить надежный стратегический контроль их реализации. (2)

    Следует регулярно производить кадровый аудит всех систем государственного управления. Главными требованиями к государственным служащим должны стать социальная ответственность, знание ими менеджмента и стратегического менеджмента, умение внедрять и поддерживать инновации.

    Сегодня большие надежды возлагаются на крупные национальные проекты инновационного развития. Но и здесь требуется понимание и прогнозирование стратегических результатов, последствий их реализации. Ряд проектов осуществляемых сегодня в мире в различных странах, в том числе в России, является потенциально опасным для развития человечества и требует тщательного изучения и контроля создаваемых технологий. Одним из наиболее проблемных является развитие нанотехнологий сегодня многими ошибочно воспринимаемое всего лишь как очередная инновация. В действительности это очень опасная инновация, не менее опасная, чем расщепление атома. В 2002 г. известный ученый и писатель М. Крайтон в книге - прогнозе "The Prey" («Жертва») обобщил различные научные работы в этой области и показал в высшей степени опасные последствия выхода из-под контроля нанотехнологических изделий, разрабатываемых корпорациями для военных целей. Эти практически неуязвимые изделия выходят из - под контроля и начинают уничтожать людей. (3)

    В разработке стратегических средств решения проблем развития экономики и общества присутствует также направление обозначенное знаком «X» (рис.1). Это направление, которое сегодня еще не определено, но внезапно может возникнуть в ближайшем будущем с максимальным стратегическим приоритетом. В условиях ограниченного объема статьи представляется возможным дать лишь один из возможных вариантов этого направления.

    Так, сегодня на планете быстро развиваются климатические изменения, последствия, которых совершенно неясны даже для ближайшего будущего. Существует несколько взаимоисключающих прогнозов. Согласно одному из них наступит резкое потепление, и потребуются крупные средства для реконструкции затопляемых прибрежных территорий. Согласно другому, наоборот, после краткосрочного потепления в Европе и Европейской части РФ наступит резкое похолодание, что потребует крупных инвестиций, но в другие направления, в рост энергоснабжения.

    Существует также ряд других направлений, по которым государство должно иметь крупные резервы для сохранения жизней десятков миллионов человек, поддержания жизнеспособности множества технических и социальных объектов.

Без системной модели развития экономики и общества РФ стратегическое управление становится невозможным, превращается в управление «наугад», а такое управление, как показывает исторический опыт, всегда приводило к катастрофе.

Литература

  1. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности. Рук. авт. колл. В.Л.Макаров, А.Е. Варшавский. М., Наука, 2004
  2. Маленков Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. СПб, Бизнес-Пресс, 2002
  3. M. Crichton. The Prey. N. Y. Avon Books. 2002
2
1