Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Стратегическое партнерство ВУЗов и предприятий - залог успешного инновационного развития региона

Автор(ы): М. Б. Гузаиров, д-р техн. наук, профессор, ректор УГАТУ, Р. А. Бадамшин, д-р техн. наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности УГАТУ

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Изменение политического и социально-экономического уклада и облика России, стремительная интеграция страны в мировое сообщество и образовательное пространство делают все более значимой проблему качества подготовки современного специалиста к его профессиональной деятельности.

Проблема качества образования, роль наукоемких технологий и человеческого фактора как ведущего ресурса поступательного движения обсуждаются сегодня на всех уровнях. Самое широкое отражение они нашли в приоритетных национальных проектах и программных выступлениях высших руководителей государства и регионов.

В настоящее же время в стране сложилась проблемная ситуация, связанная с нарастанием противоречий между потребностями общества и возможностями вузов в подготовке специалистов мирового уровня. Динамично развивающимся предприятиям для их успешной деятельности по выходу на мировые рынки сложной наукоемкой продукции необходим инновационный технологический прорыв, а вузы порой не в состоянии готовить кадры, способные обеспечить этот прорыв.

Стратегические задачи развития высшего профессионального образования, изложенные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, свидетельствуют о том, что для создания инновационного климата необходим высококвалифицированный персонал, без которого невозможны ни развитие, ни внедрение, ни даже эксплуатация новых технологий. Эти процессы требуют значительного времени и усилий, но необходимость их очевидна.

Именно на скорейшее решение этих задач направлен приоритетный национальный проект «Образование» в части поддержки вузов, активно внедряющих инновационные образовательные технологии.

В частности, целью реализации инновационной образовательной программы Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) является создание в университете образовательной системы подготовки кадров мирового уровня в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации сложных технических объектов: авиакосмических, транспортных, энергетических, инфокоммуникационных.

Реализация вузами инновационных образовательных программ невозможна без стратегического партнерства с работодателями, направленного на долговременное сотрудничество. Целью партнерства является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества университета с заинтересованными предприятиями и организациями - стратегическими партнерами путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов.

Под стратегическим партнерством университета и предприятия (организации) понимаются двусторонние договорные отношения, содержащие следующие характерные элементы:

  • долгосрочная программа подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив его развития;
  • целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая совместно вузом и предприятием, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий;
  • создание базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;
  • проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение вузовских ученых к созданию и трансферу инновационной продукции;
  • создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;
  • целевая подготовка для предприятия кадров высшей квалификации;
  • создание совместных научно-образовательных и инновационных структур.

Таким образом, стратегическое партнерство должно обеспечить качественную и востребованную целевую подготовку и повышение квалификации специалистов, повышение конкурентоспособности вуза на рынке труда и образовательных услуг, повышение качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников.

Партнерами в реализации инновационной образовательной программы УГАТУ являются предприятия, научные организации и вузы Урало-Поволжского региона, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, а также Германии, Франции, США, Чехии, Венгрии, Австрии, Китая, Японии. С партнерами заключены генеральные договоры о сотрудничестве при осуществлении учебной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, большинство из них входят в состав учебно-научно- инновационного комплекса УГАТУ.

Привлечение партнеров к реализации образовательных программ выражается в ресурсной поддержке вузов (предоставление вузам оборудования, специализированного программного обеспечения, финансирование НИОКР); в проведении ведущими специалистами предприятий учебных занятий в вузе (чтение спецкурсов и факультативов, консультирование курсовых и дипломных проектов); в организации производственных практик студентов; в участии в работе государственных аттестационных комиссий; в создании совместных научно- образовательных структур (научных и учебных лабораторий, учебных и учебно- производственных центров, базовых кафедр и филиалов кафедр).

Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и профессиональных требований к выпускникам выражается в согласовании с ними содержания образовательных программ, перечня профессиональных компетенций выпускников. Эти требования работодатели формируют на основе национальных (корпоративных) профессиональных стандартов. Вуз в свою очередь оказывает предприятиям методическую помощь в разработке профессиональных стандартов.

Эффективной формой целевой подготовки студентов, используемой целым рядом предприятий, является обучение через исследовательские проекты. Для внедрения этой образовательной технологии в УГАТУ и непосредственно на предприятиях созданы студенческие конструкторские бюро. Основная цель деятельности бюро - привлечение к научно-исследовательским и опытно- конструкторским работам (проектам) студентов - достигается за счет средств и материально-технических ресурсов, выделяемых вузу заинтересованными предприятиями-партнерами. Проекты выполняются студентами под руководством преподавателей вуза, сотрудников предприятия-заказчика. Преимуществами данной образовательной технологии являются:

  • развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • решение кадровых вопросов промышленных предприятий путем подготовки и закрепления на предприятиях молодых специалистов - выпускников вузов;
  • сокращение времени адаптации выпускников вузов к реальным производственным условиям;
  • развитие научно-технического потенциала предприятий и вузов;
  • рост научно-технических исследований и разработок в интересах решения конкретных научных и прикладных задач и проблем в интересах работодателя.

Еще одной формой взаимодействия вуза с работодателями при реализации образовательных программ является организация целевой подготовки студентов. Группы студентов-целевиков формируются на третьем-четвертом курсе на конкурсной основе. Прошедшие конкурсный отбор студенты оформляются сотрудниками предприятия, как сотрудникам предприятия им формируются задания на изучение определенных дисциплин. Дополнительная целевая подготовка осуществляется во второй половине дня по специально сформированной программе, причем студенты не освобождаются от основной образовательной программы в вузе. В УГАТУ взаимодействие по такой схеме реализовано в рамках сотрудничества с НИИ «ЮНГ- УфаНИПИнефть», ОАО «УМПО», ФГУП ГПП «Мотор».

Для повышения квалификации преподавателей вуза предприятия и организации- работодатели привлекают их к профильным НИОКР.

Важным аспектом партнерства представляется совместная разработка образовательных программ дополнительного образования для работников предприятий по принципу «Образование через всю жизнь».

Важнейшей сферой взаимодействия вузов с работодателями является оценка последними качества подготовки выпускников. Она может производиться как в форме разовых мероприятий (например, аттестации в форме тестирования, собеседования и т.п.), так и путем анализа деятельности работников за определенный период. Критерии оценки формируются на основе профессиональных стандартов. Средства оценки должны быть надежными и научно обоснованными. При наличии таких средств возможно проведение процедур сертификации выпускников для выполнения тех или иных видов работ.

1
  2 3