Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Внешняя трудовая миграция и рынок труда

Автор(ы): Т. С. Биккинин, канд. с.-х. наук, доцент

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

Реформы в политической и экономической сферах закономерно привели к изменениям в области трудовой миграции. На федеральном уровне принят целый пакет нормативных документов: по привлечению иностранных работников, допустимых долях их использования в отдельных отраслях, совершенствованию миграционного учета. Данной проблеме уделено внимание и в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан.

На ситуацию в сфере занятости населения республики положительно влияет устойчивый рост ее экономики. Наблюдается активизация всех видов экономической деятельности, особенно в строительстве, на транспорте, в промышленности и сфере обслуживания.

Динамичное развитие экономики Республики Башкортостан создает условия для устойчивого повышения уровня благосостояния людей. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 1999-2007гг. выросли в 2,9 раза, реальная заработная плата увеличилась в 2,2 раза, номинальная - в 8,9 раза.

В республике на протяжении последних лет сохраняется стабильная социальная обстановка, что обусловливает ее привлекательность как территории вселения для различных категорий мигрантов. В связи с этим объемы трудовой миграции в республику из года в год увеличиваются. При имеющейся структурной безработице на рынке труда привлечение иностранной рабочей силы в какой-то мере способствует решению проблемы укомплектования предприятий республики кадрами.

Решением Правительства республики Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено Уполномоченным органом, осуществляющим организацию и координацию работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот.

Деятельность Управления как Уполномоченного органа направлена на обеспечение эффективного регулирования внешней трудовой миграции и обоснованного использования иностранной рабочей силы в республике. Эта работа осуществляется Уполномоченным органом с участием заинтересованных республиканских и федеральных органов исполнительной власти, министерств на основании предложений работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783 утверждены «Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Согласно им работодатели ежегодно до 1 мая представляют в Уполномоченный орган заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Уполномоченный орган до 1 июня обобщает заявки работодателей и направляет их на рассмотрение в отраслевые министерства, Министерство образования РБ, миграционную службу, государственную инспекцию труда, трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Все вышеуказанные органы до 15 июня готовят для Уполномоченного органа заключения о целесообразности предусматриваемых объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом перспектив демографического, экономического развития республики, имеющегося трудового потенциала, ожидаемого количества выпускников, оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году и других факторов. Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется межведомственной комиссией по миграционной политике Республики Башкортостан, в которую Уполномоченный орган до 25 июня ежегодно направляет на рассмотрение всю вышеперечисленную информацию. На основании решения межведомственной комиссии Уполномоченный орган формирует предложения от республики о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников; по объемам квот на предстоящий год.

В данном направлении в соответствии с законодательством в Республике Башкортостан обеспечиваются:

  • приоритетность трудоустройства российских граждан, то есть иностранная рабочая сила рассматривается только как дополнительный источник трудовых ресурсов;
  • увязка миграционных процессов с планами экономического роста и социального развития регионов. Привлечение иностранной рабочей силы производится с учетом перспектив роста спроса на рабочую силу, обусловленного в том числе реализацией инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, а также с учетом возможности перераспределения трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации;
  • легальность использования иностранных работников. В целях создания условий для легального использования иностранной рабочей силы и решения других актуальных проблем соблюдается механизм определения потребности субъектов в иностранных работниках и формирования квот на основе сбора заявок работодателей.

Для обеспечения приоритетного трудоустройства местного населения при рассмотрении заявлений работодателей центры занятости районов и городов проводят работу по анализу базы данных безработных граждан и их направлению к работодателям, целевые отборы, ярмарки вакансий. Центры занятости также заключают договоры с работодателями на подготовку кадров, размещают объявления для незанятого населения в средствах массовой информации, на сайте Управления в сети Интернет. Сведения о работодателях, использующих труд иностранцев, широко доступны населению, соответствующая информация распространяется во время массовых мероприятий, а также размещается на сенсорных мониторах.

1
  2