Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Функционально-стоимостный анализ инновационного объекта



Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это эффективный метод комплексного технико-экономического исследования инновационного объекта в целях развития и усовершенствования его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление. Этот метод впервые в 1947г. был применен компанией "Дженерал Электрик" (США). В центре внимания менеджеров находился вопрос: насколько оправданы затраты с учетом полученных свойств товара, удовлетворяющих потребителя? Метод получил широкое распространение в США, Англии, Японии и других, промышленно развитых странах.

Всесторонний и детальный анализ потребительных свойств изделия, его технических функций, а также функций его отдельных частей (узлов) и связанных с их изготовлением затрат невозможно провести силами одного или небольшой группы специалистов. К проведению ФСА целесообразно привлекать различных специалистов: разработчиков, дизайнеров, производственников, экономистов, маркетологов, инновационных менеджеров, специалистов со стороны и т. д. С этой целью формируются аналитические целевые группы специалистов под руководством одного из высших менеджеров. В задачу этих групп входит изучение изделий, являющихся объектами ФСА. Численность групп зависит от сложности изделий, масштабов предприятия, объемов и периодичности предстоящей работы. Группы могут собираться на совещание раз в неделю или в месяц для обсуждения критических замечаний и возникающих идей. Однако слишком многочисленная группа становится неуправляемой. Поэтому обычное количество участников группы ФСА — 5-8 человек.

Основная цель проведения ФСА — способствовать снижению затрат на производство, проведению работ и оказанию услуг при одновременном повышении или сохранении достигнутого качества выполняемых работ на всех стадиях ЖЦТ.

При этом исходят из того, что анализируемое изделие является товаром, т. е. потребительной стоимостью, не для производителя, а для потребителя. Вместе с тем потребительную стоимость изделия не всегда можно оценить с помощью только количественных показателей. Например, при качественном и сложном описании (оценке эстетических, эргономических или вкусовых качеств изделия) применяются относительные балльные оценки.

Состав и размер затрат определяют исходя из затрат, формирующих полную себестоимость продукции. В целом ФСА предполагает такие этапы:

  • подготовительный;
  • информационный;
  • аналитический;
  • исследовательский;
  • рекомендательный;
  • внедренческий.

Подготовительный этап необходим для отбора существенных факторов будущего изделия: массовость, качество, себестоимость. Целесообразнее проводить ФСА продукции, которая разрабатывается к выпуску, потому что в этом случае имеется резерв времени для внесения изменений в конструкцию изделий или технологию их производства, не затрачены средства на приобретение оборудования, материалов, комплектующих изделий и инструментов, не заключены договора на поставку сырья и энергоносителей, и многое можно откорректировать.

Информационный этап предполагает сбор информации об изучаемом объекте: назначение и технические возможности будущего изделия, его качество и себестоимость. Вся информация заносится в специальные карточки или в память компьютера. Подробно перечисляются функции отдельных деталей и узлов изделия, материалы и себестоимость изготовления. Параллельно для сравнения приводится стоимость изготовления деталей на стороне или стоимость покупных деталей. Большое значение придается оценкам и мнению потребителей о будущем изделии. Целесообразно собрать информацию об аналогичных параметрах аналогичных изделий, выпускаемых конкурентами.

Аналитический этап предполагает детальное изучение функций будущего изделия и затрат на их обеспечение. Рассматривают такой круг вопросов:

  1. Какова основная функция изделия?
  2. Какие функции полезны, а какие лишние?
  3. Какова истинная стоимость изделия?
  4. Каким может стать изделие в будущем?
  5. Какой могла бы быть новая стоимость изделия?

На этом этапе подробно описывают служебные (технико-экономические, эксплуатационные, эргономические и эстетические) функции изделия в целом и дополнительные технические функции отдельных его частей. Эти функции подразделяются на основные, второстепенные и ненужные. Последние убираются. Удельный вес отдельных функций в общей совокупности потребительных свойств изделия называется коэффициентом важности, или значимости. При определении этого коэффициента учитывают параметры, наиболее важные для потребителя. Для определения значимости параметров (функций) используют также ранжирование и метод экспертных оценок.

На основе проведенных этапов анализа и связанных с этим исследований предлагают несколько вариантов решения, каждый из которых имеет определенные достоинства и экономический эффект. Однако достоинства могут оказаться неравнозначными, так как при значительном повышении качества изделия по одному из вариантов затраты увеличиваются, а по другому — снижаются, но качество остается на прежнем уровне. Существует также третий вариант, когда качество улучшается незначительно, а себестоимость снижается, но в меньшей степени, чем во втором варианте. Какой из вариантов оптимальный? Это выясняется с помощью экономических расчетов и определения влияния того или иного конструкторского решения на себестоимость и рентабельность изделия. После обоснования варианта его защищают перед руководством фирмы. При этом каждому этапу разработки новой продукции присущи как общие, так и специфические работы по внедрению.

Исследовательский этап предполагает оценку идей и вариантов решений, выработанных на предыдущих этапах, с целью исключения диспропорций между функциями и затратами.

Рекомендательный этап связан с отбором наиболее приемлемых для данного производства вариантов совершенствования изделия.

Внедренческий этап — заключительный вариант совершенствования изделия (товара).