Цель – одна из сложных и вместе с тем древнейших категорий управления. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переносится им на многие естественные (природные) и искусственные системы.
Цель имеет большое значение в управлении и организационно-практической деятельности по подготовке к реализации принятого решения. Правильно понятая и осознанная цель дисциплинирует и стимулирует персонал. Целеустремленность персонала – важный фактор повышения производительности и результативности труда.
Цель – это идеальное и желаемое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто.
Цели могут определяться как:
Непосредственные цели подчинены перспективным целям управления, частные – общим, промежуточные – конечным.
Желаемое состояние определяется посредством удовлетворения исходной потребности, выбранной из некоторого множества альтернатив.
Потребность – категория объективная, а цель – субъективная, определяемая имеющимся опытом.
Потребность – это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешним миром (средой), в том числе и с социальным, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования.
Цель – конкретное выражение потребности, определяемое на основе имеющегося опыта и направляющее конкретное функционирование проектируемой и действующей системы.
Результат – это мера удовлетворения потребности, т.е. мера достижения цели.
В результате взаимосвязи данных определений справедлива причинно-следственная связь: потребность – цель – функционирование – результат.
Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности.
В зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления: