Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере



Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере базируется на общих принципах: взаимной выгоды, недопущения дискриминации, эквивалентной технологической зависимости сторон. Как и при воздействии на внутренние ИП, здесь используются прямые и косвенные методы. К прямым методам относятся непосредственное государственное инициирование и финансирование из бюджета двух- и многосторонних международных инновационных программ и проектов, совместных предприятий, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров, создание специализированных фондов и т. д. С этой целью государственные учреждения создают юридическую базу международной кооперации, как для законодательной проработки инновационных вопросов, так и для заключения международных договоров и соглашений с целью участия в работе совместных органов. К косвенным методам относят налоговые и кредитные льготы участникам сотрудничества, таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные соглашения и механизмы их реализации.

Перечислим инструменты государственного регулирования международных связей:

  • выбор приоритетных направлений сотрудничества и его реализации;
  • финансирование обмена кадрами;
  • подключение к мировым системам научно-технической информации;
  • включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
  • оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
  • поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
  • государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
  • зарубежное патентование за государственный счет;
  • привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов;
  • закупка зарубежной научно-технической литературы.

Примером государственного регулирования научно-технической интеграции в странах Западной Европы, осуществляемого как на национальном, так и на наднациональном уровнях в области научных исследований и технологического развития, могут быть крупномасштабные целевые проекты "ESPRIT", "COST", "COPERNICUS", а также программы "Эврика" и "TACIS", которые в значительной степени ориентированы на повышение инновационной активности частного бизнеса и оказание помощи ученым и инноваторам стран СНГ и Восточной Европы.

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновационных разработок. Это касается, прежде всего, экспорта технологий двойного назначения в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества.

Государственная стратегия и тактика в области международной научно-технической кооперации должны дифференцироваться по странам и регионам мира. Государственная диверсификация форм сотрудничества эффективна для международных связей. Доступ к мировым инновационным ресурсам и рынкам инновационной продукции облегчается при активном участии страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и др.

Государственное регулирование связей в международных ИП предполагает обеспечить протекционизм по отношению к отечественным производителям инновационной продукции и повысить степень либерализации этих связей в области наукоемких и высоких технологий. При этом следует учитывать наиболее важные факторы и аспекты международного трансфера технологий, к которым можно отнести следующие:

  • рациональное сочетание национальных интересов с внешнеэкономической стратегией на международной арене;
  • стремление к устойчивому развитию цивилизации на базе нового мирового экономического порядка;
  • миграцию интеллектуального потенциала;
  • защиту интересов при осуществлении международных операций;
  • национальную безопасность и приобретение новых государствсоюзников.

Таким образом, главной целью международной научно-инновационной политики государства является повышение глобальной национальной конкурентоспособности или поддержка высокого уровня жизни нации за счет применения эффективных технологий, использования преимуществ международного разделения труда и обеспечения лидирующих позиций на мировых рынках за счет постоянного повышения квалификации кадров и совершенствования инновационных механизмов.