Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Инструменты управления изменениями в организациях



Инструменты управления изменениями в организации представляют собой приемы и методы, которыми может пользоваться менеджер при осуществлении изменений.

Управляет изменением менеджер. Ему надо не только спланировать изменение, но и убедить исполнителей в целесообразности нововведения, в том, что оно принесет пользу, а также нейтрализовать действия противников изменения.

Анализ и описание изменений.

Существенный вклад в анализ и описание изменений внес известный ученый - психолог Курт Левин. Он использовал подход, основанный на понятии «стабильность организации». При этом, говоря о стабильности организации, он подразумевал обеспечение равновесия двух сил: движущих и сдерживающих (рис. 1).

Поле сил

Рис. 1 Поле сил

При анализе расстановки сил особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • все ли силы вами учтены;
  • правильно ли вы организовали процесс анализа и отнесли к движущим или сдерживающим соответствующие силы;
  • правильно ли вы оценили мощность или важность этих сил;
  • как можно ослабить или усилить их влияние.

Широко распространенными причинами сопротивления изменениям, а также разновидностями сдерживающих сил являются, например:

  • личный интерес — ожидание ущемления личных интересов при проведении изменений;
  • неправильное понимание - недоверие или низкое доверие либо скептическое отношение к этому новшеству;
  • иная оценка ситуации — наличие другой информации;
  • низкая способность к изменениям - no-мнению сотрудников, у них отсутствует необходимая для этого квалификация.

Их опасения объясняются отсутствием умения, навыков.

Разновидности движущих сил:

  • высокий кадровый потенциал — творчество персонала, самореализация, саморазвитие;
  • личный интерес — понимание выгоды от перемен;
  • осознание назревшей необходимости перемен - невозможность продолжать работу без внесения изменений либо по внутренним, либо по внешним причинам.

Выбор стратегии преодоления сопротивления

Нововведения очень часто встречают сопротивление, активное неприятие. Задача менеджера - преодолеть их с наименьшими потерями. Эффективный менеджер при проведении изменений должен сочетать различные стратегии, оценивая конкретную ситуацию.

Выбор стратегии преодоления сопротивления во многом зависит от расстановки и соотношения движущих и сдерживающих сил, от уровня, на котором происходят перемены, и от других факторов.

Образование и общение — наиболее распространенный путь преодоления сопротивления, который заключается в предварительном информировании персонала о предстоящих переменах, новациях в организации, что позволяет осознать необходимость и логику, связанную с предстоящими изменениями (обсуждения, дискуссии и т. д.).

Участие и вовлеченность — вовлечение потенциальных противников перемен на определенном этапе проведения изменений. Но для этого нужны такие условия, как полная информированность, необходимые полномочия и т. д.

Помощь и поддержка — предоставление возможности овладения новыми умениями и навыками. Такой подход особенно эффективен, когда в основе сопротивления лежат страх, беспокойство, неуверенность. Однако он требует больших затрат времени и средств на реализацию.

Переговоры и соглашения - учет взаимных интересов всех сторон, вовлеченных в проведение изменений. Однако ход продвижения нововведений может быть в значительной степени затруднен, так как заключение соглашений не всегда происходит однозначно и ровно.

Манипуляция и совместный выбор — сокрытие своих истинных намерений и избирательное использование информации. Данный метод может быть эффективным лишь с точки зрения затрат времени и других ресурсов. Его характерной чертой является то, что он требует от менеджера способности правильно оценивать ситуацию.

Явное и неявное принуждение — действие, заставляющее людей, персонал смириться с переменами путем скрытой или явной угрозы (увольнение, понижение заработной платы и т. д.). Это довольно рискованный метод. Однако он позволяет быстро достичь цели с минимальными издержками, если инициатор обладает достаточной властью.

Стратегии осуществления нововведений

Под стратегией проведения изменений понимается общий подход, который во многом зависит от степени учета и выявления внешних и внутренних факторов. Наиболее распространенными стратегиями являются:

  • директивная — навязывание со стороны руководства изменений в сфере управления, игнорирование различных соглашений;
  • переговорная — учет интересов людей, групп; возможны соглашения и различного рода уступки;
  • нормативная — попытка добиться поддержки и чувства ответственности заинтересованных людей, причем не только по конкретным нововведениям, но и по достижению общих целей организации;
  • аналитическая — привлечение экспертов для изучения четко поставленных проблем. Результатом данного подхода является получение оптимальных решений, которые, однако, могут не учитывать интересы всех людей, участвующих в проведении изменений;
  • ориентированная на действия — реализация изменений определяется условиями, когда проблема определена нечетко. Менеджер нацелен на действия, он оказывает небольшое влияние на группу, вовлеченную в изменения. Это метод проб и ошибок.

Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии:

  • ожидаемая степень сопротивления и тип сопротивления;
  • положение инициаторов перемен с точки зрения власти, полномочий и доверия к ним;
  • наличие необходимой информации;
  • степень риска — должна быть проведена оценка степени риска из-за введения изменений (использование теории рисков).

Морфологическая матрица для анализа и проведения изменений

С целью проведения анализа и внедрения изменений целесообразно использовать морфологическую матрицу для анализа и проведения изменений (табл. 1).

Таблица 1 Матрица для анализа и проведения изменений

Признак изменения Значение признака
Уровень Индивидуальный
Групповой
Организационный
Силы:
сдерживающие
движущие
Личный интерес
Неправильное понимание
Иная оценка ситуации
Низкая способность к изменениям
Личный интерес
Высокий кадровый потенциал
Стратегия преодоления сопротивления Образование и общение
Участие и вовлеченность
Помощь и поддержка
Переговоры и соглашения
Манипуляция и совместный выбор
Явное и неявное принуждение
Факторы, влияющие на выбор стратегии Темп проведения
Степень и вид сопротивления
Положение инициаторов
Объем информации
Риск
Стратегия проведения Директивная
Переговоры
Нормативная
Аналитическая
Основанная на действии
Этапы Размораживание
Изменение
Замораживание
Оценка