Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Взаимосвязь во власти



Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.д. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он может зависеть от них в таких вопросах, как необходимая информация для принятия решений, неформальные контакты с людьми, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания. Примером власти подчиненных над руководителем являются исключительно благоприятные контракты, которые могут получить известные артисты и спортсмены.

Руководитель должен осознавать, что поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Такое положение может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти – достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства ущемленности и, отсюда – непокорности.

Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель по финансовым вопросам зависит от услуг по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть.

Прочность власти и преобладание той или иной ее конкретной формы зависит от многих обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению. Обусловлено это следующими основными факторами.

  1. Значительно сократился разрыв между руково­дителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Если прежде преобладание первых во всех случаях было неоспоримым, то сегодня подчиненные зачастую превосходят их во многих отношениях, оставляя руководителям формальное преимущество в занимаемой должности, организаторские способности или личный авторитет.
  2. Вместо прежних универсальных работников, заменить которых можно было в любой момент, основу орга­низации стали составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией, уход которых может обернуться для нее катастрофой. Понятно, что безого­ворочно властвовать над такими людьми, особенно прежними преимущественно административными методами просто не­возможно.
  3. Мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации и т.п. значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места прило­жения своих способностей, что делает их менее зависимыми от администрации.

В итоге власть руководителей над подчиненными сущест­венно ослабляется, меняет формы проявления, становится более гибкой, а в ряде случаев руководители делятся этой властью с подчиненными.