Внешний анализ является частью SWOTанализа. SWOT это аббревиатура четырех английских слов: S Stregths сильные стороны, W Weakesses (слабые стороны), O Opportuities (возможности), T - Threats (угрозы).
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями для предприятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т. д.
Угрозы это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования.
Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных с изменением внешней среды предприятия.
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:
Совокупность всех факторов внешней среды предприятия представлена на рис. 1.
Как показано на рис. 1, микросреда (ближнее окружение) включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют на основную деятельность предприятия или зависят от ее результатов. Это поставщики, конкуренты, потребители, кредиторы, торговые и иные организации.
Рис. 1. Факторы внешней среды предприятия
Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.