Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Мотивация и контроль технологической цепочки



Мотивация участников технологической цепочки

Процесс побуждения участников к деятельности для достижения целей ТЦ называется мотивацией. Мотивация стимулирует продуктивное выполнение намеченных работ и реализацию принятых решений. Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований структуры потребностей людей. Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, побуждающее к действию. Потребности удовлетворяются вознаграждениями, т. е. тем, что человек считает для себя ценным.

Различают внешние вознаграждения — денежные выплаты или продвижение по службе и внутренние — чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и достигнутой цели.

В условиях переходной экономики мотивации вступают в противоречие с реальностью: как доходчиво объяснить работнику, что работать надо больше при невыплате зарплаты? Здесь необходимо четче описывать перспективы стабильно работающего предприятия. На организационном этапе предприятий, действующих в ТЦ, необходимо, чтобы и руководитель, и все работники видели четкую цель создания ТЦ и были заинтересованы в конечном результате ее создания. Мотивацию можно построить на теории ожиданий, основанной на предположении о том, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен с большой степенью вероятности в удовлетворении своих потребностей. Мотивация является функцией факторов ожидания: "затраты труда — результаты" и "результаты — вознаграждение". Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или вознаграждение оцениваются работником невысоко. С одной стороны, предъявляя высокие требования к персоналу, менеджер должен адекватно оплачивать его труд. С другой стороны, повышая работнику зарплату, необходимо требовать от него неукоснительного соблюдения дисциплины и увеличения объема выполняемых им работ. В итоге на предприятии останутся работники высокого уровня, а те, кто в таких условиях не смогут работать, покинут его.

Контроль функционирования деятельности технологической цепочки

Данный контроль предполагает три этапа:

  • контроль взаимодействия предприятий;
  • анализ взаимодействия предприятий;
  • выявление узкого места в ТЦ.

На первом этапе работу ТЦ и взаимодействие предприятий можно проконтролировать с помощью показателя интегральной эффективности цепочки Э . Если же задача заключается в сравнении эффективности функционирования интегрального предприятия или каждого предприятия отдельно, то необходимы показатели, при расчете которых можно выявить их отношение к интегральной эффективности. Например, одним из таких показателей могла бы быть эффективность, вычисленная для самостоятельно действующего предприятия.

На первом этапе контроля выясняется, насколько эффективно действуют ТЦ как структурные подразделения ФПГ, а также как группа в целом.

Выявить причины снижения интегральной эффективности функционирования ТЦ можно на втором этапе анализа. Необходимо также определить узкие места ТЦ, возникающие по следующим причинам.

  1. Конкретное предприятие-участник ТЦ получило по сравнению с другими либо несопоставимо высокие, либо несопоставимо низкие доходы и, таким образом, снизило интегральную эффективность ТЦ.
  2. Конкретное предприятие-участник ТЦ представило неверные данные; в результате при проектировании были определены неправильные контрольные цифры и как следствие — несогласованность по объемам продукции.

Для проверки достоверности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм.

  1. Выявляется узкое место ТЦ.
  2. Если узкого места не выявлено, делается вывод о том, что эффективность функционирования ТЦ снизилась по причинам, не зависящим от действий самой ТЦ.

Для того чтобы описать процедуру выявления узкого места ТЦ, введем несколько понятий и определений.

В дальнейшем под узким местом ТЦ будем понимать предприятие или несколько предприятий-участников ТЦ, деятельность которых снижает эффективность деятельности.

Экономический смысл ПВ состоит в следующем.

Допустим, что в ТЦ одно из предприятий (предприятие) заменено единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей не влияет на общий показатель взаимодействия, т. е. данные по этому предприятию в формулы для расчета не входят. Далее логично предположить, что если интегральные показатели, рассчитанные без учета y-го предприятия, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого предприятия, то у-е предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели. Таким образом, рассчитанные для всех предприятий значения ПВ позволяют оценить, какое из предприятий своей деятельностью снижает интегральный ПВ в большей степени. Следовательно, это предприятие и является узким местом ТЦ.

Рассмотрим процедуру выявления узкого места.

  1. Всем предприятиям цепочки присваивается порядковый номер в соответствии с определением ТЦ.
  2. Для каждого предприятия вычисляется значение ПВ с поправкой на это предприятие.
  3. Показатели взаимодействия, вычисленные в п.2, сравниваются.
  4. Из всех показателей взаимодействия выбирается наибольший и фиксируется номер предприятия, поправка на который вводится при вычислении данного показателя.
  5. Предприятие, стоящее под зафиксированным номером, является узким местом ТЦ.

В каждом отчетном периоде в ТЦ можно выявить узкое место — предприятие, деятельность которого снижает интегральную эффективность функционирования цепочки.

Руководству предприятия совместно с руководством ТЦ необходимо выявить причины и источники недоработок (низкая производительность какого-либо цеха, отсутствие каналов сбыта и др.) и сформировать управляющее воздействие. Для выявления причин и источников недоработок проводится контроль деятельности конкретного предприятия (узкого места ТЦ).

Контроль деятельности предприятия, являющегося узким местом в ТЦ, проводится по результатам анализа таких финансовых показателей:

  • рентабельности (прибыльности) затрат (переменных, постоянных, общих);
  • рентабельности продаж;
  • рентабельности основной деятельности;
  • балансовой рентабельности;
  • чистой прибыльности затрат;
  • прибыльности всей деятельности;
  • безубыточности, запаса прочности;
  • наличия производственного рычага;
  • коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, автономии, маневренности;
  • доли собственных источников финансирования текущих активов;
  • коэффициента обеспеченности долгосрочных инвестиций;
  • коэффициента самофинансирования;
  • рентабельности капитала.

Методика расчета и анализа перечисленных величин изложена в специальной литературе.