Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса.
Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.
Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.
Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора.
Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:
Основной задачей стратегической единицы бизнеса является достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).
Концепция стратегического управления Венсила/Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:
Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения (А - корпоративный уровень, В - бизнес-уровень, С - функциональный уровень) приведено на рис. 1.
Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии.
Рис. 1. Модель процесса стратегического управления (Vencil R. T. / P. Lagrange):
1. Уяснение корпоративных целей и их структуризация
2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями
3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия
4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей
5,6. Разработка вариантов стратегий на уровне функциональном и бизнес-уровнях
7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений
8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей
9, 10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии
11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов