Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Объекты стратегического управления



Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:

  • Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).
  • Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.

Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса.

Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора.

Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:

  • стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;
  • бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
  • деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основной задачей стратегической единицы бизнеса является достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

  • Функциональная сфера деятельности, или подразделение, - структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.).

Концепция стратегического управления Венсила/Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

  • структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);
  • определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;
  • распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);
  • наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения (А - корпоративный уровень, В - бизнес-уровень, С - функциональный уровень) приведено на рис. 1.

Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии.

Модель процесса стратегического управления

Рис. 1. Модель процесса стратегического управления (Vencil R. T. / P. Lagrange):

1. Уяснение корпоративных целей и их структуризация

2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями

3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия

4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей

5,6. Разработка вариантов стратегий на уровне функциональном и бизнес-уровнях

7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений

8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей

9, 10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии

11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов