Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль отводится малым фирмам, мобильный персонал которых может быстро воспринимать и генерировать новые идеи. Так, в США в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) примерно 90 % всех компаний — малые фирмы. В расчете на 1 дол. США вложенных средств такие фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Затраты на одного ученого и инженера в малых фирмах в 2 раза меньше, чем в крупных. Кроме гибкости и мобильности этих фирм экономисты отмечают отсутствие бюрократизма в управлении в условиях высокого ссудного процента.
Крупные компании, как правило, ориентированы на создание совершенствующих инноваций. Руководителям таких компаний логичным представляется совершенствование в том направлении, где компания добилась заметных успехов в освоении определенного семейства продукции. Такая психология была характерной для социалистических стран, где отсутствовала конкуренция на внутреннем рынке.
Переход к радикально новой технике и технологии для крупных фирм нежелателен, поскольку при этом обесценивается накопленный производственный потенциал. В то же время с экономической точки зрения нововведения более выгодны, чем риск радикализма. Большинство компаний руководствуются принципом "затраты — результаты" и вкладывают средства только в такие НИОКР, которые гарантируют прибыль.
У малых фирм нет шансов выдержать конкуренцию на рынке. Сама жизнь толкает их на рискованный путь радикальных инноваций, поскольку зачастую последние мало связаны с затратами. Не случайно в быстро прогрессирующих новейших отраслях электроники, биоинженерии и биотехнологии, в производстве потребительских товаров действует множество мелких фирм.
Малые фирмы часто создаются под одну идею, хотя успех радикальных инноваций никогда заранее не гарантирован. В случае неудачи проекта малая фирма разоряется, крупные же всегда работают "со страховкой", так как они разрабатывают, как правило, параллельно несколько проектов, что позволяет компенсировать потери. Тем не менее, риск привлекателен. В США, Японии, странах Западной Европы в малом инновационном бизнесе используются такие организации, как венчурные — фирмы "рискованного" капитала и спин-офф — фирмы-"отпрыски", различные инвестиционные фонды.
На первых порах деятельность таких фирм нередко финансируется крупными компаниями, не желающими рисковать, но контролирующими этот риск. В случае успеха крупная компания получает готовое нововведение (это может происходить путем поглощения венчурной фирмы). Умножив инновацию на мощь своего производственного и коммерческого потенциала, компания обеспечивает себе большие прибыли.
Фирмы спин-офф организовываются (отпочковываются) при вузах, специальных лабораториях и государственных исследовательских центрах с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов: военных разработок, космических программ, фундаментальных исследований.
Венчурные фирмы и фирмы спин-офф работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности с началом падения активности научных изысканий.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
Венчурный капитал может быть вложен не только крупной компанией или банком, но и государством, страховым или пенсионным фондом. В отличие от других данная форма инвестирования имеет специфические условия:
В США на начальные этапы развития бизнеса в подготовительный и стартовый периоды приходится 39 % венчурных инвестиций. Средний годовой уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20 %, что в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели. Часто первоначальным капиталом таких фирм служат личные сбережения, хотя их бывает недостаточно и приходится искать рисковый капитал. В середине 80-х годов XX в. в США насчитывалось до 500 таких фирм. Специфика рискового капитала состоит в том, что он предоставляется на беспроцентной, безвозвратной основе и не подлежит изъятию в течение всего срока действия договора.
Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются производством. Они передают свои результаты фирмам-эксплерентам, патиентам, виолентам и коммутантам.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы создания новых или радикальных преобразований старых сегментов (фирм) рынка. Эти фирмы продвигают новшества на рынок, их называют фирмами-эксплерентами, фирмами-пионерами. Они работают на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции крупной компанией. Например, финансирование для такой фирмы рассчитывается на 48 месяцев. Капиталовложения делят на пять временных отрезков с учетом жестких правил:
Часто фирма-эксплерент не в состоянии тиражировать зарекомендовавшее себя новшество. Промедление грозит появлением копий или аналогов, поэтому эксплерент идет на союз с фирмой-производителем. В случае ориентации на узкий сегмент рынка создаются фирмы-патиенты, которые удовлетворяют потребности, сформированные, например, под действием моды, рекламы либо других средств возбуждения спроса. Фирмы-патиенты действуют на этапах увеличения выпуска продукции при падении изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков, когда возникает необходимость принятия решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи или покупки лицензий и т. п. Такие фирмы считаются прибыльными, и в них целесообразно вводить должность постоянного инновационного менеджера, который должен обезопасить деятельность фирмы.
В сфере крупного традиционного (стандартного) бизнеса действуют фирмы-виоленты, обладающие крупным капиталом и высоким уровнем освоения технологии. Эти фирмы разрабатывают "силовую стратегию", занимаясь массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, которых удовлетворяет средний уровень цен и которые предъявляют "средние" требования к качеству продукции. Научно-техническая политика (стратегия) фирмы-виолента требует принятия ряда важных решений: о сроках постановки продукции на производство, о снятии продукции с производства, об инвестициях и расширении производства, о замене парка машин и оборудования, о приобретении лицензий. Эти фирмы прибыльны и действуют при транснациональных корпорациях.
В сфере среднего и мелкого бизнеса, ориентированного на удовлетворение национальных и местных потребностей, на этапе падения цикла выпуска продукции действуют фирмы-коммутанты. Их научнотехническая политика состоит в принятии решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых фирмами-виолентами. Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-патиентами, виолентами и коммутантами. Функции инновационных менеджеров в этих фирмах может выполнять либо традиционный менеджер, либо специалист, приглашенный со стороны, например из консалтинговой фирмы. При этом необходимо учитывать особенности и специфику различных фирм. Так, для венчурных фирм и фирм-патиентов главной целью инновационного менеджера является снижение риска в жизнедеятельности фирмы и создание комфортных условий для ее сотрудников. А инновационные менеджеры фирм-эксплерентов, виолентов и коммутантов должны хорошо разбираться в сложившейся ситуации на рынке, в специфике покупательского спроса, точно, оперативно и достоверно прогнозировать спрос и возможные кризисы.