Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Организационные структуры осуществляющие инновационный процесс



Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль отводится малым фирмам, мобильный персонал которых может быстро воспринимать и генерировать новые идеи. Так, в США в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) примерно 90 % всех компаний — малые фирмы. В расчете на 1 дол. США вложенных средств такие фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Затраты на одного ученого и инженера в малых фирмах в 2 раза меньше, чем в крупных. Кроме гибкости и мобильности этих фирм экономисты отмечают отсутствие бюрократизма в управлении в условиях высокого ссудного процента.

Крупные компании, как правило, ориентированы на создание совершенствующих инноваций. Руководителям таких компаний логичным представляется совершенствование в том направлении, где компания добилась заметных успехов в освоении определенного семейства продукции. Такая психология была характерной для социалистических стран, где отсутствовала конкуренция на внутреннем рынке.

Переход к радикально новой технике и технологии для крупных фирм нежелателен, поскольку при этом обесценивается накопленный производственный потенциал. В то же время с экономической точки зрения нововведения более выгодны, чем риск радикализма. Большинство компаний руководствуются принципом "затраты — результаты" и вкладывают средства только в такие НИОКР, которые гарантируют прибыль.

У малых фирм нет шансов выдержать конкуренцию на рынке. Сама жизнь толкает их на рискованный путь радикальных инноваций, поскольку зачастую последние мало связаны с затратами. Не случайно в быстро прогрессирующих новейших отраслях электроники, биоинженерии и биотехнологии, в производстве потребительских товаров действует множество мелких фирм.

Малые фирмы часто создаются под одну идею, хотя успех радикальных инноваций никогда заранее не гарантирован. В случае неудачи проекта малая фирма разоряется, крупные же всегда работают "со страховкой", так как они разрабатывают, как правило, параллельно несколько проектов, что позволяет компенсировать потери. Тем не менее, риск привлекателен. В США, Японии, странах Западной Европы в малом инновационном бизнесе используются такие организации, как венчурные — фирмы "рискованного" капитала и спин-офф — фирмы-"отпрыски", различные инвестиционные фонды.

На первых порах деятельность таких фирм нередко финансируется крупными компаниями, не желающими рисковать, но контролирующими этот риск. В случае успеха крупная компания получает готовое нововведение (это может происходить путем поглощения венчурной фирмы). Умножив инновацию на мощь своего производственного и коммерческого потенциала, компания обеспечивает себе большие прибыли.

Фирмы спин-офф организовываются (отпочковываются) при вузах, специальных лабораториях и государственных исследовательских центрах с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов: военных разработок, космических программ, фундаментальных исследований.

Венчурные фирмы и фирмы спин-офф работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности с началом падения активности научных изысканий.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

  • инновационной идеи — новой технологии, нового изделия;
  • общественной потребности и предпринимателя, готового на основе идеи организовать фирму;
  • рискового капитала для финансирования.

Венчурный капитал может быть вложен не только крупной компанией или банком, но и государством, страховым или пенсионным фондом. В отличие от других данная форма инвестирования имеет специфические условия:

  • долевое участие инвестора в капитале фирмы в прямой или опосредованной форме;
  • предоставление средств на длительный срок;
  • активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

В США на начальные этапы развития бизнеса в подготовительный и стартовый периоды приходится 39 % венчурных инвестиций. Средний годовой уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20 %, что в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели. Часто первоначальным капиталом таких фирм служат личные сбережения, хотя их бывает недостаточно и приходится искать рисковый капитал. В середине 80-х годов XX в. в США насчитывалось до 500 таких фирм. Специфика рискового капитала состоит в том, что он предоставляется на беспроцентной, безвозвратной основе и не подлежит изъятию в течение всего срока действия договора.

Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются производством. Они передают свои результаты фирмам-эксплерентам, патиентам, виолентам и коммутантам.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы создания новых или радикальных преобразований старых сегментов (фирм) рынка. Эти фирмы продвигают новшества на рынок, их называют фирмами-эксплерентами, фирмами-пионерами. Они работают на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции крупной компанией. Например, финансирование для такой фирмы рассчитывается на 48 месяцев. Капиталовложения делят на пять временных отрезков с учетом жестких правил:

  • каждое новое вложение осуществляется только тогда, когда предыдущее себя оправдало, т. е. эксперимент продвинулся в создании или коммерциализации продукта;
  • каждое новое вложение превышает предыдущее и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Часто фирма-эксплерент не в состоянии тиражировать зарекомендовавшее себя новшество. Промедление грозит появлением копий или аналогов, поэтому эксплерент идет на союз с фирмой-производителем. В случае ориентации на узкий сегмент рынка создаются фирмы-патиенты, которые удовлетворяют потребности, сформированные, например, под действием моды, рекламы либо других средств возбуждения спроса. Фирмы-патиенты действуют на этапах увеличения выпуска продукции при падении изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков, когда возникает необходимость принятия решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи или покупки лицензий и т. п. Такие фирмы считаются прибыльными, и в них целесообразно вводить должность постоянного инновационного менеджера, который должен обезопасить деятельность фирмы.

В сфере крупного традиционного (стандартного) бизнеса действуют фирмы-виоленты, обладающие крупным капиталом и высоким уровнем освоения технологии. Эти фирмы разрабатывают "силовую стратегию", занимаясь массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, которых удовлетворяет средний уровень цен и которые предъявляют "средние" требования к качеству продукции. Научно-техническая политика (стратегия) фирмы-виолента требует принятия ряда важных решений: о сроках постановки продукции на производство, о снятии продукции с производства, об инвестициях и расширении производства, о замене парка машин и оборудования, о приобретении лицензий. Эти фирмы прибыльны и действуют при транснациональных корпорациях.

В сфере среднего и мелкого бизнеса, ориентированного на удовлетворение национальных и местных потребностей, на этапе падения цикла выпуска продукции действуют фирмы-коммутанты. Их научнотехническая политика состоит в принятии решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых фирмами-виолентами. Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-патиентами, виолентами и коммутантами. Функции инновационных менеджеров в этих фирмах может выполнять либо традиционный менеджер, либо специалист, приглашенный со стороны, например из консалтинговой фирмы. При этом необходимо учитывать особенности и специфику различных фирм. Так, для венчурных фирм и фирм-патиентов главной целью инновационного менеджера является снижение риска в жизнедеятельности фирмы и создание комфортных условий для ее сотрудников. А инновационные менеджеры фирм-эксплерентов, виолентов и коммутантов должны хорошо разбираться в сложившейся ситуации на рынке, в специфике покупательского спроса, точно, оперативно и достоверно прогнозировать спрос и возможные кризисы.