Организационный и правовой механизм
Организационный механизм управления организацией — это совокупность разнообразных по своей природе конкретных организационных механизмов, призванных организовать в интересах собственника эффективную деятельность предприятия (организации) как производственно-хозяйственной и социальной системы, действующей в условиях изменяющихся потребностей общества и нестабильности внешней среды.
Основным назначением организационных механизмов в составе комплексного механизма управления является формирование и усиление организационного потенциала компании как составляющей части ресурсов управления, обеспечивающих воздействие на факторы производства.
Формирование организационного потенциала достигается:
- проектированием структуры компании и формированием компании как целенаправленной производственно-хозяйственной социотехнической системы;
- организацией деятельности компании в соответствии с установленными целями деятельности, в том числе созданием корпоративных норм;
- организацией управления деятельностью компании, в том числе планированием и информационным обеспечением деятельности;
- реструктуризацией компании и реорганизацией ее деятельности и управления деятельностью в соответствии с изменениями потребностей общества, целей компании и состояния внешней среды;
- развитием мотивации рационализации оргструктур и систем управления.
По природе основных параметров организационного процесса конкретные организационные механизмы могут быть:
- организационно-структурными, осуществляющими управляющие воздействия путем формирования организационных структур и их реструктуризации;
- организационно-техническими, осуществляющими воздействие на технические, социотехнические и технологические параметры производственного процесса;
- организационно-экономическими, осуществляющими воздействие на экономические параметры производственно-хозяйственной деятельности;
- организационно-административными, осуществляющими воздействие на деятельность персонала;
- комплексными, обладающими всеми или несколькими указанными признаками.
Рис. 1 Структура организационного механизма управления крупным промышленным предприятием (возможный вариант)
Большинство организационных механизмов на низовом (предприятие) и среднем (компания) уровнях организации производства и управления им являются комплексными. Для этих уровней управления характерен состав организационных механизмов, показанный на рис. 1. Дадим краткую характеристику этих механизмов.
- Структурные механизмы позволяют определить состав и характеристики факторов производства и производственного процесса, необходимых для изготовления потребной продукции, путем: формирования системы целей компании (предприятия) и определения приоритетов в их достижении; формирования адекватной этим целям структуры деятельности (диверсификация или специализация научной и производственно-хозяйственной деятельности, бизнес на рынке ценных бумаг, лизинговая деятельность и т. д.) или ее реструктуризации; формирования структуры организации или ее реструктуризации (научно-производственные, производственные и маркетинговые структуры); структуризации и (или) реструктуризации рынков (стратегические зоны хозяйствования компании на товарных рынках, франчайзинговые структуры компании и т. д.).
- Организация управления призвана мобилизовать возможности воздействия всей системы механизмов управления различной природы на все стороны деятельности компании (предприятия). В практике имеют место: организация стратегического управления, для которого в силу нестабильности внешней среды компании характерны специфические модели программного управления; организация оперативного и текущего управления, которому свойственно сочетание целевого и функционального управления; механизм акционерной демократии, уровень которой зависит от сложившейся в компании модели акционерной собственности. Данный механизм является субмоделью в моделях стратегического и оперативного управления.
- Механизм корпоративного планирования, являющегося одной из основных функций управления. С точки зрения организации стратегического управления целесообразно выделить: стратегическое планирование, оперативное планирование, формирование стратегических программ и разработку бизнес-планов. Факторами разделения стратегического и оперативного планирования являются важность и неотложность решения задач, а также возможность достижения оптимальных решений, принимаемых в условиях нестабильности внешней среды. Важные задачи, требующие для принятия решения и его реализации длительного периода времени и имеющие для компании долгосрочные последствия, относятся к стратегическому планированию. Задачи, решение которых необходимо для нормального функционирования производства в настоящем и ближайшем будущем, принадлежат оперативному планированию. По мере реализации решений стратегические задачи могут переходить из стратегического плана в оперативный. Некоторые зарубежные аналитики рассматривают стратегическое планирование как самостоятельную модель управления наравне, например, с моделью целевого управления. Однако стратегическое планирование не в состоянии обеспечить реализацию плана без выполнения других функций стратегического управления.
- Организационно-технические и организационно-административные механизмы включают: стандартизацию продукции и организации производства, осуществляемую в интересах создания единой организационно-технической основы специализации и кооперирования производства, обеспечения его ритмичности, достижения высоких качественных показателей, эффективности использования производственных ресурсов, расширения возможностей и ускорения внедрения в производство новой техники и технологии, улучшения условий и безопасности труда; сертификацию соответствия продукции или услуги определенному стандарту или техническому условию, осуществляемую в интересах добросовестной конкуренции и защиты потребителя; лицензирование деятельности компании, осуществляемое государством по отдельным видам деятельности в целях обеспечения и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
- Информационные механизмы позволяют использовать информацию в качестве специфических ресурсов, оказывающих свое воздействие на научно-техническое развитие и поток факторов производства. К информационным механизмам относятся: механизм экономической информации глобального, народнохозяйственного и отраслевого характера, позволяющий формировать эффективную систему стратегий; механизм научно-технической информации, обеспечивающий полноценное использование достижений мирового научно-технического прогресса; механизм диффузии нововведений, основой которого является информация о радикальности нововведения и возможностях его адаптации к конкретным условиям; механизм маркетинговой информации, позволяющий целенаправить функции НИОКР и производства на достижение успеха на рынках; рефлексивное взаимодействие соперничающих сторон. Этот механизм позволяет защитить компанию от ошибочных решений и действий, имеющих место под влиянием воздействия соперников.
Некоторые из этих механизмов, в частности целеобразование, структуризация организации (компании), рефлексивное взаимодействие соперничающих сторон и т.д.
- Правовой механизм управления представляет собой системно-организованную совокупность правовых институтов и норм хозяйственного характера и призван осуществлять регулирование хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования в интересах общества и государства.
Современные рыночные организации (предприятия) имеют полную хозяйственную самостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, проектируют и отрабатывают новые образцы продукции, формируют и обновляют ассортимент выпускаемой продукции, оснащают производство необходимым технологическим оборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями, продвигают выпускаемую продукцию на рынок и реализуют ее, получая прибыль для дальнейшего развития производства. Получаемая ими прибыль является основным источником финансирования инвестиций в производство. При недостаточности прибыли предприятия изыскивают другие источники финансирования своего развития: через банки, фонды, общества взаимного кредитования и др. Они самостоятельны в определении стратегии, научно-технической политики и программы развития, а также их реализации.
Для выполнения своей программы развития предприятия создают собственные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические подразделения, вступают в кооперацию с другими организациями, заказывают и приобретают технологическое оборудование, покупают лицензии и т. п.
В интересах достижения успеха в реализации продукции предприятия осуществляют активный маркетинг: создают собственные каналы сбыта, подразделения гарантийного ремонта и технического обслуживания, рекламируют свою продукцию, вступают в хозяйственные связи с транспортными, складскими и торговыми организациями.
Наконец, предприятия самостоятельно осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность: определяют выгодные для себя зарубежные рынки, ассортимент экспортной продукции и объем экспорта, вступают в кооперацию с российскими и зарубежными фирмами по созданию, производству, сбыту и техническому обслуживанию экспортируемой продукции, осуществляют расчеты через систему российских и зарубежных банков и т. д.
Все эти многочисленные производственные и хозяйственные связи нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают форму хозяйственных правоотношений. Эти правоотношения регулируются хозяйственным правом — комплексной отраслью права.
Хозяйственное право регулирует также организационно-экономические параметры предприятий различных организационно-правовых форм, процессов их создания (учреждения), реорганизации и ликвидации, установления прав и ответственности организации и ее участников (товарищей, акционеров, вкладчиков), определения правоотношений внутри организации (правовые нормы в области управления, изменения состава участников, ограничений, защиты прав участников, ревизии и контроля и т.д.).
Интересы достижения эффективности общественного производства, рационального использования ресурсов и охраны экологической системы вызывают необходимость формирования единого для всех уровней управления экономикой механизма управления (уровни предприятия, объединения, региона, федерации). Хозяйственное право должно выступать в качестве составной части этого механизма, ибо не само право, а способы воздействия с помощью права обеспечивают эффективное управление. В соответствии с этим возникают хозяйственные правоотношения между предприятиями и органами регионального управления и федеральной власти, осуществляющими государственное регулирование экономики в интересах общества. Эти правоотношения распространяются на коммерческую (финансово-экономическую) и социальную сферы деятельности предприятий, не затрагивая непосредственно производственную и хозяйственную сторону их деятельности.
Модель правового механизма управления
Правовой механизм управления производственно-хозяйственной организацией призван осуществлять регулирование правоотношений между субъектами хозяйствования. В правовом механизме можно выделить четыре группы правовых норм (рис. 2):
- систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создания, реорганизации, ликвидации);
- систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-хозяйственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;
- систему норм, регулирующих правоотношения между органами государственной власти и управления (в пределах компетенции каждого уровня) и предприятиями различных организационно-правовых форм;
- систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).
Рис. 2 Структура правового механизма управления предприятием (возможный вариант)
Следует иметь в виду, что регулирующую функцию выполняет не сама норма права, а сформированная в рамках этой нормы мотивация деятельности и соответствующие этой мотивации экономические и организационные механизмы. Нормы права в процессе их реализации воздействуют на состав и действенность указанных механизмов.
Законодательные нормы сами по себе носят субъективный характер. Степень их объективности-субъективности зависит от того, насколько законодатель близок к объективному представлению экономической, социальной и организационной сущности нормируемых правовыми актами хозяйственных процессов. Субъективный характер правовых норм не позволяет исключить противоречивого характера результатов воздействия одной и той же правовой нормы на различные механизмы, когда под влиянием этой нормы одни механизмы усиливаются, а другие ослабевают. Поэтому необходимо очень внимательно относиться к выбору правовых норм при установлении хозяйственных правоотношений и к обоснованию норм корпоративного права при их разработке.
Правовые институты и нормы не дифференцируются по контурам долгосрочности управления (текущее, оперативное, стратегическое управление). Их выбор определяется характером задач управления (характером хозяйственных отношений).