Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Организация управления в подсистеме управления маркетингом



Управление подсистемой маркетинговой деятельности — это процесс и концепция. Процесс рассматривается как функция управления наряду с такими конкретными функциями, как управление персоналом, финансовое управление и т.д. В данном случае мы и будем таким образом анализировать эту сферу деятельности. Вместе с тем маркетинг может выглядеть и в виде концепции, т.е. основополагающих принципов и мер по их реализации в сфере функционирования предприятия.

Современная концепция управления маркетингом предприятием предполагает следующие процедурные действия: оценку, проверку, диагноз и прогноз (рис. 1). В отличие от «раннего» маркетинга современное его содержание дополняется достаточно широким спектром деятельности по диагностике рынка, т.е. установлению причин изменения рыночной среды, измерения его параметров, подтверждения диагноза и его верификации. Логичным завершением механизма управления маркетингом является прогноз функционирования маркетинговой подсистемы на основе оценки, проверки и диагностических действий.

В результате маркетинговой деятельности руководство предприятия получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему нужны потребителю, о ценах и спросе дифференцированно по группам потребителей и региональным рынкам. Маркетинг позволяет принять решение о выгодном вложении капитала, правильном расширении действующего и создании нового производства; о системе организации сбыта продукции, о стратегии рекламы и т.д. Таким образом, маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия. Сюда входит:

  • изучение потребителя;
  • исследование мотивов его поведения на рынке;
  • анализ собственного рынка предприятия;
  • исследование продукта; анализ форм и каналов сбыта продукции;
  • анализ объема товарооборота предприятия;
  • изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
  • исследование рекламной деятельности;
  • определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
  • изучение «ниши» рынка, т.е. области производственной или коммерческой деятельности, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

Процедуры управления маркетингом

Рис. 1 Процедуры управления маркетингом

Исходя из такой функциональной дифференциации маркетинговой подсистемы и строится управление маркетингом по основным блокам или функциональным направлениям (рис. 2).

Основные блоки подсистемы управления маркетингом

Рис. 2 Основные блоки подсистемы управления маркетингом

1. Проектирование и управление организационной структурой маркетинга. Если принять во внимание существующие различия в размере ресурсов, предприятий, фирм, компаний, их продукции, становится очевидным, что не может быть единой организационной структуры, приемлемой для всех субъектов рынка. В принципе все варианты организационных структур управления маркетингом сводятся к следующим семи:

  • по функциям;
  • по товарам;
  • по рынкам и потребителям;
  • по регионам;
  • по функциям и товарам;
  • по функциям и рынкам;
  • по функциям и регионам.

Организационная структура управления маркетингом по функциям представлена на рис. 3.

Функциональное управление маркетингом

Рис. 3 Функциональное управление маркетингом

Для предприятий с широким разнообразием выпускаемого ассортимента целесообразна организация маркетинга по товарному признаку (рис. 4). Эта служба обходится дороже, чем функциональная, поэтому она эффективна там, где объем продаж достаточен, поскольку компенсирует дублирование в работе. Здесь очень важна роль и деятельность управляющих по конкретному товару. Аналогичным образом строятся организационные структуры управления маркетингом и по другим направлениям. Кроме того, выбор оптимальной структуры службы маркетинга целесообразно производить, помимо иных факторов, в зависимости от размера предприятия. Например, для крупного предприятия она может быть такой (рис. 5).

Управление маркетингом по товарному признаку

Рис. 4 Управление маркетингом по товарному признаку

Примерная служба маркетинга крупного предприятия

Рис. 5 Примерная служба маркетинга крупного предприятия

Для небольших предприятий по объемам производства и численности аппарата управления рекомендуется другая структура (рис. 6).

Рекомендуемая служба маркетинга для небольшого предприятия

Рис. 6 Рекомендуемая служба маркетинга для небольшого предприятия

2. Управление информационно-исследовательской службой осуществляется в рамках реализации общей стратегии управления маркетингом. Размеры этой деятельности зависят от выбранной общей структуры управления и от размеров самого предприятия.

В большинстве фирм Запада основными компонентами исследования маркетинга являются:

а) исследование потребительских свойств продукции, в том числе:

  • отбор новых изделий;
  • проверка приемлемости для потребителей этих изделий;
  • анализ реакции покупателей на новые или традиционные изделия по сравнению с реакцией на продукцию конкурентов;
  • оценка свойств упаковки;
  • анализ ассортимента изделий с точки зрения современных покупательских запросов;
  • изучение вопросов технического обслуживания продукции промышленного назначения;

б) исследование рынка охватывает:

  • определение размера рынка и тенденций его развития;
  • оценку и анализ возможностей сбыта;
  • анализ состава потребителей по возрасту, региональному размещению, социальной принадлежности и др. признакам;
  • анализ установок, мотивов и мнений потребителей;
  • анализ продаж по динамике, структуре, а также ценового фактора;

в) исследование торгово-распределительных операций включает:

  • анализ эффективности работы персонала;
  • определение или пересмотр географии сбыта распределительной сети; анализ распределительной сети;
  • анализ издержек обращения;
  • анализ мнений и отзывов работников торговых организаций о фирме и ее конкурентах;
  • анализ статистических данных о реализации продукции;
  • расчет прогноза сбыта по отдельным изделиям и территориям;
  • изучение методов поощрения представителей торговли;

г) изучение средств информации включает: анализ рекламы во всех ее видах; изучение эффективности мероприятий, направленных

  • на создание образа фирмы;
  • оценку эффективности и сравнительной стоимости отдельных средств массовой информации;
  • анализ эффективности средств информации работников торговли.

3. Управление ассортиментом продукции как одна из подсистем управления маркетингом является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла изделия. Основными фазами процесса управления ассортиментом продукции являются:

  • определение текущего и потенциального спроса и потребностей покупателей, закономерностей и особенностей поведения покупателей на соответствующем товарном рынке;
  • оценка существующих конкурентных изделий под тем же углом зрения;
  • критическая оценка выпускаемого предприятием ассортимента, но с позиций покупателя;
  • корректировка ассортимента с учетом показателей рентабельности, морального износа, уровня конкурентоспособности и принятие решения о диверсификации продукции;
  • рассмотрение предложений об освоении новых изделий, усовершенствовании существующей продукции;
  • изучение возможностей производства с позиций внедрения результатов научно-технических исследований, включая вопросы цены и рентабельности;
  • проведение испытаний продукции с помощью потенциальных потребителей по основным параметрам: вкус, цвет, фасон, прочность и т.д.;
  • разработка специальных рекомендаций для изготовителей продукции в соответствии с проведенными испытаниями;
  • подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включающих время и график выпуска на рынок нового или усовершенствованного изделия, масштабы начальной реализации товара, планы сбыта и рекламной деятельности.

4. Управление сбытом и распределением продукции. Чтобы товары могли удовлетворять какую-либо потребность, их требуется доставить туда, где они необходимы и где они могут быть использованы в нужное время и в необходимом количестве. В этом заключается смысл сбытовой деятельности. Решение предприятия, фирмы строить всю свою работу на основе концепции маркетинга не противостоит сбытовой , деятельности, а лишь расширяет ее. Задачей распределения является продвижение товаров от производителя к конечному потребителю. Способы распределения могут быть следующими:

  • производитель — промежуточный или конечный потребитель;
  • производитель — оптовик — потребитель;
  • производитель — оптовик — розничный продавец — потребитель;
  • производитель — брокер, комиссионер или агент — оптовик — розничный продавец — потребитель;
  • производитель — брокер, комиссионер или агент — розничный торговец — потребитель.

Основными элементами управления сбытом являются следующие:

  • подготовка прогнозов рыночной конъюнктуры;
  • подготовка прогноза сбыта фирмы;
  • подготовка финансовой сметы сбыта;
  • установление норм сбыта;
  • выбор каналов распределения товаров;
  • составление и осуществление планов сбыта и организация торговли;
  • организация торговой коммуникации;
  • торговая отчетность;
  • статистический анализ хода продаж;
  • оценка работы персонала (включая подбор кадров, обучение и повышение квалификации.

Объединение усилий в области сбыта и распределения с деятельностью в других областях маркетинга достигается путем создания эффективного структурного механизма взаимодействия в рамках организационной структуры.

5. Управление рекламной деятельностью в рамках управления маркетингом по сути дела означает тщательное и квалифицированное ее планирование. Работники рекламы должны знать все основные данные о рынке, рекламной деятельности конкурентов, ресурсах компании, характерных свойствах каждого изделия и т.д. Эффективное управление рекламной деятельностью предполагает следующие виды деятельности:

  • установление возможностей для рентабельной рекламной деятельности;
  • определение рынков с наибольшими потенциальными возможностями;
  • выделение тех параметров продукции, которые наиболее выгодно рекламировать;
  • исследование мотивов покупок или отказа от них;
  • установление логичной цели выбора конкретного рынка;
  • определение специфической роли рекламы в системе стимулирования сбыта;
  • определение основных видов рекламной деятельности, которые в наибольшей мере способствуют достижению целей управления маркетингом;
  • оценка эффективности рекламной деятельности.

Решающая роль в системе управления маркетингом принадлежит потребителю. Его поведение на рынке является определяющим в формировании маркетинговой политики и конкретных программ.