Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Основные стадии жизненного цикла изделий



Продвижение идей выпуска новых изделий (товаров) к производству, как было показано, тесно связано с рынком. Научно-технический прогресс играет важную роль в развитии новых направлений изделий, в повышении их функциональных характеристик, однако потребительный спрос на те или иные товары и конкуренция заставляют производителей непрерывно обновлять свою продукцию. Идеи, поступающие от агентов по продаже продукции фирмы, напрямую связаны с маркетингом изделий.

Схема разработки нового товара на фирме

Рис. 1 Схема разработки нового изделия (товара) на фирме "Ормон"

Маркетинговая концепция ЖЦТ (изделия) исходит из того, что любое изделие, какими бы великолепными потребительными свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более современным товаром. Есть товары-долгожители, товарыоднодневки, но нет "вечных" товаров. Существует несколько видов ЖЦТ, различающихся как формой и содержанием, так и продолжительностью стадий цикла. Так, стадия трансформации "идея — разработка — товар" может быть длительной или очень короткой. Жизненный цикл товара может включать или не включать в себя научноисследовательские работы, но обязательно имеет стадии внедрения в производство, освоения технологии изготовления, совершенствования качества. Рыночный ЖЦТ состоит из стадий внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.

Потребительный ЖЦТ, показывающий количество изделий, которые находятся в эксплуатации у потребителей, также содержит пять стадий с тем отличием, что в процессе эксплуатации изделия от времени его покупки до полного износа время каждой стадии определяется режимом и условиями эксплуатации.

Наибольшим разнообразием отличаются рыночные виды ЖЦТ (Рис. 2).

Традиционная, или классическая, кривая (а) характеризует отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада спроса товара. Кривые "увлечения" (б) и продолжительного "увлечения" (в) имеют участки быстрого взлета и падения. "Сезонная" кривая (г) показывает, что товар пользуется спросом в течение нескольких периодов времени, обусловленных природными сезонами, социальной модой и т. д. Кривая "провала" (д) характеризует товар, который вообще не имел спроса.

При создании новой техники (нового товара) стадии ЖЦТ существенно отличаются от потребительного ЖЦТ, однако можно заметить и много общих, а главное, взаимосвязанных тенденций. И действительно, ни одна фирма, ни одно предприятие не имеют права создавать новый товар без учета его потребительных свойств.

Виды потребительных ЖЦТ

Рис. 2 Виды потребительных ЖЦТ: а - традиционный (классический); б - увлечение; в - продолжительное увлечение; г - сезонность (мода); д - провал.

Большинство сложных изделий новой техники, как правило, в виде начальной стадии ЖЦТ предполагает проведение научно-исследовательских работ, которые состоят из типичных этапов:

  • разработки ТЗ;
  • выбора направления исследований;
  • теоретических и экспериментальных исследований;
  • обобщения, анализа и оценки результатов.

Техническое задание — это обязательный документ, необходимый для начала проведения научно-исследовательских работ. В нем определяются цель, содержание и порядок выполнения работ, способ реализации результатов. Данный документ должен согласовываться с заказчиком. По окончании научно-исследовательских работ результаты обсуждаются на научно-техническом совете, где рассматривается их соответствие ТЗ. Далее выносится решение о продолжении работ на следующих стадиях ЖЦТ.

Второй стадией ЖЦТ являются опытно-конструкторские работы. На этой стадии разрабатываются:

  • конструкторская документация и опытный образец;
  • техническое предложение;
  • технический проект;
  • рабочая конструкторская документация на изделие.

Опытно-конструкторские работы также проводятся для создания технологического оборудования, необходимого для изготовления опытных образцов и партий изделия. Разработка изделия завершается после устранения недостатков, обнаруженных приемной комиссией, и утверждения акта о приемке опытного образца или партии изделия.

Третья стадия ЖЦТ заключается в подготовке производства и постановке продукции на производство, и состоит из следующих этапов:

  • пуска и проверки технологического оборудования;
  • запуска в производство промышленной партии изделий;
  • проведения квалификационных испытаний серии изделий;
  • доработки и корректировки технологической, конструкторской и другой документации.

Первая промышленная партия изделий (установочная серия) изготавливается с целью проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции в соответствии с требованиями потребителей и научно-технической документации. Образцы промышленной партии в целях рекламы могут демонстрироваться на выставках в торговых центрах.

Первые три стадии рассмотренного ЖЦТ называются предпроизводственными. На этих стадиях формируются основные функции изделия, его технический уровень и качество.

Четвертая стадия ЖЦТ — широкое производство созданного изделия (товара) в соответствии со сформированным портфелем заказов (идей). Завершающей (сознательной) стадией ЖЦТ для изделий длительного пользования является потребление или эксплуатация изделия. Продолжительность ЖЦТ (изделия) в каждый конкретный период НТП определяется физическим и моральным сроками старения изделия, которые не зависят от сроков выполнения и организации работ по стадиям ЖЦТ и внутри их по этапам.

Один из решающих факторов создания новых изделий (товаров) — уровень информационного и научного обеспечения, т. е. своевременно полученная информация рыночного, социального или научного характера. Именно на научном потенциале страны, фирмы, отдела, на эффективности научных исследований зарождаются идеи и закладываются производственные основы выпуска новых изделий.