Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Принципы организации деятельности



В процессе организационной деятельности решающее значение имеют следующие принципы:

  • единство целей (ориентация на сотрудничество подразделений);
  • соблюдение полномочий (решения, входящие в компетенцию руководителей, должны ими же и приниматься, а не направляться по иерархии). Это принцип сохранения и использования предоставленных полномочий;
  • определение нормы управляемости (количество подчиненных, находящихся в непосредственном подчинении у руководителя);
  • делегирование полномочий (как только норма управляемости оказывается превзойденной, ряд полномочий должны быть делегированы).

Причина иерархичности (многоступенчатости) организации заключается в естественной ограниченности нормы управляемости. Существует предел количества сотрудников, работу которых непосредственно может успешно контролировать, регулировать, планировать, мотивировать, организовывать (т.е. ими управлять) один человек. Этот предел непостоянен и зависит от конкретных условий. Его называют по-разному: норма управляемости, диапазон управления, масштаб управляемости, субординационная квота, диапазон контроля. В каждом случае речь идет о количестве подчиненных, непосредственно подчиненных руководителю.

Формально зависимость нормы управляемости (Ну) от определяющих ее факторов можно представить так:

Н-у = f (х-1, х-2, х-3, …, х-i) ,

где х-1 – вид управленческих задач;

х-2 - образования и способности исполнителей задач;

х-3 - уровень иерархии;

х-i - стиль руководства.

Н-у зависит также от:

  • технического оснащения организации;
  • значимости выполняемой работы;
  • территориальных факторов;
  • опыта и авторитета руководителя.

Норма управляемости (Н-у) устанавливается посредством делегирования линейных полномочий.

Ряд руководителей предпочитают слушать отчеты каждого подчиненного вместо создания цепи команд. Несоблюдение Н-у приводит к нарушению координации работ, проблемам в коммуникациях.

Норма управляемости колеблется от 4 до 7 на высших уровнях управления, от 5 до 9 – 15 на среднем уровне (отдел, бюро и т.д.) и до 25 на низшем уровне управления (цех, участок).

Для каждого руководителя было бы желательным иметь максимальное число сотрудников, работой которых можно эффективно руководить. Дело в том, что стоимость управленческих уровней значительна, они усложняют связи, являются информационными «фильтрами», поэтому следует стремиться к их уменьшению.