Процесс принятия решения
Принятие решения является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Подобно процессу коммуникации, принятие решений отражается во всех аспектах управления. Обмен информации и принятие решений являются также составной частью любой из общих функций управления.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, но чаще подразделения или организации в целом.
Принятие решений в организации характеризуется как:
- сознательная и целенаправленная деятельность человека;
- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
- процесс взаимодействия членов организации;
- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- часть общего процесса управления;
- неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- важная часть для выполнения всех других функций управления.
Управленческое решение — развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
Для управленческого решения характерны:
- целенаправленность;
- волевой характер;
- директивность;
- конкретность.
Проблема — ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.
Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:
- конкретизация содержания проблемы;
- локализация места возникновения проблемы;
- определение момента возникновения проблемы;
- установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
- определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.
Основные способы распределения причин возникновения проблемы:
- выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;
- выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
- построение причинно-следственной диаграммы;
- составление карты мнений.
Проблемы могут быть вызваны следующими факторами:
- неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;
- завышенные или заниженные критерии;
- ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;
- непредвиденные обстоятельства.
В зависимости от сферы разработки и реализации управленческого решения могут использоваться разные формы.
К формам разработки относятся: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
Формы реализации включают: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловую беседу, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет.
Качество управленческих решений - совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются: обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.
Управленческие решения имеют следующие свойства:
- обоснованность (люди убеждены, что решение действительно обоснованно);
- своевременность;
- содержание;
- выполнимость;
- жесткость регламентации;
- твердость (характеристика, раскрывающая вероятность пересмотра решения).
Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в организационных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации.
Виды управленческих решений:
- По масштабу воздействия:
- общие решения, которые связанны с деятельностью всей организации;
- частные решения, касающиеся конкретных подразделений, служб и проблем.
- По времени действия:
- стратегические решения – их разработка и реализация возможна в перспективе;
- оперативные решения – принимаются и реализуются в процессе текущей деятельности.
- По прогнозируемым свойствам:
- решения, имеющие определенный результат – однозначное решение, имеющее альтернатив;
- решение с вероятностным исходом, имеет несколько вариантов и обладает вероятностным характером.
- По числу критериев:
- однокритериальное решение ориентируется на один критерий оценки;
- многокритериальное решение – группу или систему критериев.
- По направлению воздействия:
- внутреннее решение – направлено на реализацию внутри организации;
- внешнее решение – на разрешение проблем и ситуаций внешнего окружения организации или решение вышестоящего органа управления.
- По методам переработки информации:
- алгоритмическое решение содержит конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач;
- эвристическое решение основывается на использовании методов продуктивного творческого решения.
- По глубине воздействия:
- одноуровневое решение, затрагивающее разрешение задач одного уровня управления;
- многоуровневое решение направлено для нескольких уровней управления или организации в целом.
- По способу фиксации информации решения могут быть письменными и устными.
- По жесткости регламентации:
- контурные решения предполагают широкий простор для выбора приемов и методов реализации;
- структурированное решение содержит в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы.
- По содержанию:
- запрещающее решение содержит запрет к каким-либо действием;
- разрешающее решение позволяет осуществлять действия, операции и т.д.;
- конструктивное решение имеет определенное построение разрешаемой задачи.
- По характеру решаемых задач:
- запрограммированное решение представляют собой результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математических уравнений;
- незапрограммированное решение требуется в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.