Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Процесс принятия решения



Принятие решения является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Подобно процессу коммуникации, принятие решений отражается во всех аспектах управления. Обмен информации и принятие решений являются также составной частью любой из общих функций управления.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, но чаще подразделения или организации в целом.

Принятие решений в организации характеризуется как:

  • сознательная и целенаправленная деятельность человека;
  • поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
  • процесс взаимодействия членов организации;
  • выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  • часть общего процесса управления;
  • неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
  • важная часть для выполнения всех других функций управления.

Управленческое решение — развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Для управленческого решения характерны:

  • целенаправленность;
  • волевой характер;
  • директивность;
  • конкретность.

Проблема — ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.

Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:

  • конкретизация содержания проблемы;
  • локализация места возникновения проблемы;
  • определение момента возникновения проблемы;
  • установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
  • определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.

Основные способы распределения причин возникновения проблемы:

  • выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;
  • выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
  • построение причинно-следственной диаграммы;
  • составление карты мнений.

Проблемы могут быть вызваны следующими факторами:

  • неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;
  • завышенные или заниженные критерии;
  • ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;
  • непредвиденные обстоятельства.

В зависимости от сферы разработки и реализации управленческого решения могут использоваться разные формы.

К формам разработки относятся: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

Формы реализации включают: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловую беседу, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет.

Качество управленческих решений - совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются: обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

Управленческие решения имеют следующие свойства:

  • обоснованность (люди убеждены, что решение действительно обоснованно);
  • своевременность;
  • содержание;
  • выполнимость;
  • жесткость регламентации;
  • твердость (характеристика, раскрывающая вероятность пересмотра решения).

Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в организационных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации.

Виды управленческих решений:

  1. По масштабу воздействия:
    • общие решения, которые связанны с деятельностью всей организации;
    • частные решения, касающиеся конкретных подразделений, служб и проблем.
  2. По времени действия:
    • стратегические решения – их разработка и реализация возможна в перспективе;
    • оперативные решения – принимаются и реализуются в процессе текущей деятельности.
  3. По прогнозируемым свойствам:
    • решения, имеющие определенный результат – однозначное решение, имеющее альтернатив;
    • решение с вероятностным исходом, имеет несколько вариантов и обладает вероятностным характером.
  4. По числу критериев:
    • однокритериальное решение ориентируется на один критерий оценки;
    • многокритериальное решение – группу или систему критериев.
  5. По направлению воздействия:
    • внутреннее решение – направлено на реализацию внутри организации;
    • внешнее решение – на разрешение проблем и ситуаций внешнего окружения организации или решение вышестоящего органа управления.
  6. По методам переработки информации:
    • алгоритмическое решение содержит конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач;
    • эвристическое решение основывается на использовании методов продуктивного творческого решения.
  7. По глубине воздействия:
    • одноуровневое решение, затрагивающее разрешение задач одного уровня управления;
    • многоуровневое решение направлено для нескольких уровней управления или организации в целом.
  8. По способу фиксации информации решения могут быть письменными и устными.
  9. По жесткости регламентации:
    • контурные решения предполагают широкий простор для выбора приемов и методов реализации;
    • структурированное решение содержит в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы.
  10. По содержанию:
    • запрещающее решение содержит запрет к каким-либо действием;
    • разрешающее решение позволяет осуществлять действия, операции и т.д.;
    • конструктивное решение имеет определенное построение разрешаемой задачи.
  11. По характеру решаемых задач:
    • запрограммированное решение представляют собой результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математических уравнений;
    • незапрограммированное решение требуется в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.